Премьера

27.04.2018
Самодуры

Самодуры

 

ГАСТРОЛИ / Пермский академический Театр-Театр / #конституциярф

Автор идеи - Владимир Гурфинкель

Аннотация


  • Автор идеи и режиссер – Владимир Гурфинкель 
  • Автор литературной композиции – Ксения Гашева
  • Художник – Ирэна Ярутис
  • Музыкальный руководитель – Виталий Истомин
  • Режиссер по пластике – Ирина Ткаченко
  • Художник по свету – Евгений Козин
  • Художник по видео – Наталья Наумова
  • Режиссер-педагог – Андрей Максимов
  • Литературный консультант – Илья Губин
  • Технический директор – Руслан Залялитдинов
  • Помощник режиссера – Даниэлла Утробина

 

 

#конституциярф – копродукция пермской «Сцены-Молот» и Екатеринбургского Ельцин Центра.

Спектакль Владимира Гурфинкеля – это не чтение нормативно-правового акта вслух, это взгляд на документ сквозь призму истории российского государства. В тексте спектакля, написанном специально для исполнения в музее первого президента России Бориса Ельцина и подготовленном Ксенией Гашевой, соединены цитаты из воспоминаний и текстов Александра Пушкина и Анатолия Собчака, Светланы Алексиевич и Дмитрия Лихачева, Александра Блока и Галины Вишневской, Николая Гоголя и Людмилы Улицкой, сводки РИА Новости и текста самой Конституции Российской Федерации. История страны становится местом действия нового спектакля.

Постановка показывает основной закон России через судьбу людей, а судьбу государства – через тексты разных эпох.

Конституция Российской Федерации – важнейший текст и для народа, и для государства, это гарантия счастья! Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации – одна из самых новых и самых либеральных среди действующих сейчас основных законов мировых государств. Это своеобразные правила дорожного движения для тех, кто движется по дороге, конечная точка которой – счастье. Только соблюдение всех предписаний поможет пройти этот путь до конца. В спектакле занята стажерская группа Театра-Театра. Именно они, самые молодые артисты труппы театра, правдиво и искренне могут говорить о самом романтическом тексте нашего времени, так как мечтать о невидимых далях дано только идиотам, творцам и молодым.


 

Чем интересен проект? Как его восприняли молодые артисты? На эти и другие вопросы в интервью Ельцин Центру ответил Владимир Гурфинкель, который приехал в Екатеринбург в рамках подготовки премьеры #конституциярф.

– Что заставило вас обратиться к теме конституции?

– Наша конституция, когда я ее читаю, представляется мне мечтой о справедливости. Конституция – это наша надежда на счастье. Когда я читаю этот документ, я так хочу, чтобы мои дети и правнуки жили в реализованной конституции. Мне казалось правильным, чтобы этот проект делали молодые люди. Вчерашние студенты, а нынешнее стажеры театра должны мечтать о будущем, познавая прошлое и осознавая себя в настоящем. У нас вообще большая программа: мы работаем над конституцией, мы уже выпустили спектакль по трем из десяти заповедей, и мы будем работать над всеми великими текстами, которые делают человека личностью, гражданином. Когда-то гражданская лирика была у Пушкина, а сейчас наша гражданская лирика – это конституция.

Расскажу вам одну историю. В 1913 году британцы поняли, что здание Вестминстерского аббатства разрушается. Главным несущим элементом были дубовые балки длиной более 20 метров. Такие дубы – это большая редкость. Один из организаторов реконструкции отыскал документ XIV века. В нем было сказано, у какого хозяина, в каком графстве были куплены эти 60 дубов. Поехали туда и нашли ту самую семью, хотя история с аббатством произошла 570 лет назад. Выяснилось, что каждый раз, когда дубы выкорчевывают, самый старый член фамилии распоряжается посадить новые деревья. Поэтому дубы растут до сих пор.

Как же надо верить в свою страну, в незыблемость законов и традиций, чтобы из поколения в поколение передавать дубовую рощу в надежде на то, что через какие-нибудь 570 лет твой потомок вырастит и продаст дубовую рощу! И посадит новую. Вы понимаете? Как сделать так, чтобы у нас хоть что-нибудь было незыблемо?

Я очень хочу, чтобы наша конституция имела одну поправку в 100 лет, а лучше в 200.

– Как ваши стажеры восприняли материал?

– Они стараются его понять и почувствовать. Своих студентов я воспитывал гражданами. Как еще можно вырастить личность? Обучить актерским навыкам ничего не стоит. Ну, год, ну, полтора. Но я же их мучаю четыре года. Ради чего? Чтобы сформировать личность, чтобы они имели собственное «Я». Люди должны быть ответственными, они должны иметь мировоззрение. Когда на сцену выходит великий артист, мы всегда понимаем степень его сопричастности тому, о чем он говорит. Вот почему мы так тоскуем о больших артистах, которых уже нет с нами, об Ульянове, Папанове, Смоктуновском. Почему? Они были личностями. Воевали, раненые-перераненные, все они видели смерть в лицо, и осознавали, что такое жизнь.

Я – антимилитарист, но понимаю, как война формирует мировоззрение. Прошедшие войну художники стали большими личностями. Есть события, которые могут создать только личности.

Ельцин в 1991 году подарил нам мирный импульс такой силы, что у нас просто не могла родиться конституция напуганных чиновников. У нас родилась конституция мощных личностей.

– Ваши актеры еще очень молоды, позволяет ли их молодость понимать все, о чем вы говорите?

– Их молодость ничего не говорит об их образованности. Есть образованность души. Многое можно пережить, прочитав правильную книгу. Прошлой зимой я решил проехать по всей стране и собрать самых талантливых. В марте посетил 84 дипломных спектакля, 23 раза сев в самолет. В апреле – столько же, и собрал, на мой взгляд, самых интересных. В спектакле задействовано 11 стажеров и 9 моих студентов. Это лучшие. Как они поняли, приходите на премьеру, увидите сами.

Премьера спектакля #конституциярф состоялась в залах Музея первого президента России Б.Н. Ельцина в День Конституции Российской Федерации 12 декабря 2016 года.

 


Пресса о спектакле

Театральный критик, арт-директор фестивалей NET и Территория, заместитель художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский / газета «Коммерсантъ»

«Вдоль стен импровизированной сцены — деревянные вешалки с гвоздями, а пол устлан лагерными ватниками, и очертания этого огромного ковра напоминают силуэт нашей страны на географической карте. Одежды у всех черно-серые, а когда поверх них надевают зэковскую униформу, люди вообще сливаются, остаются только их лица. Это словно коллективное, не знающее деления на великих и безымянных тело народа, страстям и страданиям которого в прошлом веке, собственно говоря, и посвящен спектакль Театра-Театра. Большой сценарий, составленный Ксенией Гашевой по разножанровым текстам нескольких десятков авторов, прежде назвали бы "литературно-драматической композицией" — тут и проза, и поэзия, и документы, и мемуары, и речи. Литературные и исторические дистанции в новом спектакле легко преодолеваются с помощью свободного динамичного монтажа материала: всего в одном шаге от Светланы Алексиевич оказывается Даниил Хармс, от Всеволода Мейерхольда — Анатолий Собчак, от Людмилы Улицкой — Зинаида Гиппиус, от Александра Пушкина — Генрих Сапгир».

 

Театральный критик, член экспертного совета Национальной театральной Премии «Золотая Маска» по драме и куклам Татьяна Тихновец / Петербургский театральный журнал

«В этом спектакле есть конфликт: противопоставлены государство и одна единственная человеческая жизнь. Бесценная для самого человека и обесцененная государством. Здесь нет героя, побеждающего или погибающего в борьбе со злом. Здесь коллективный герой — это «мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле». Это коллективное «мы» то распадается на сцене на отдельные голоса, то соединяется в страдающую, угрюмую, живописную, радостную или затравленную толпу. На минуту в ней возникают солисты и тут же исчезают в массе».

 

Историк культуры, театральный критик, соучредитель Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программный директор Петербургского Шоукейса, автор журналов «Театр», «Театральный Петербург», интернет-издания «Colta.ru» Андрей Пронин / газета «Ведомости»

«При всем очевидном трагизме материала «#конституциярф» неожиданно светла. Ее главная тема — несломленный человеческий дух, стойкость, способная перенести любые пытки, свободный разум, над которым не властны никакие политические режимы. Не сочиняя и не разоблачая мифы о России, спектакль создает впечатляющий образ народа, выстоявшего в мясорубке чудовищных испытаний. Кода спектакля — общее, словно священная коллективная клятва, чтение преамбулы к Конституции РФ: тут и отчаянное желание превратить прекрасные идеи нашего основного закона из утопии в реальность, и присяга памяти всем, чье право на жизнь было когда-то попрано».


Отзывы зрителей

— Это не скандальное, не классическое, но и не «современное» полотно, сотканное из конкретных книг, стихов, исторических очерков и прочих литературных произведений (которые, кстати, указаны на экране), и действий на площадке: всё это олицетворяет определённые положения из Конституции РФ.

Время действия — 20 век и наше время. Место действия — наша многострадальная страна. Главные герои: «невыспавшиеся», неравнодушные люди, «сильные» личности, патриоты, ожидающие перемен.

При просмотре спектакля не раз задумываешься о не простой, но великой истории нашего государства, о могучем народе, о всех испытаниях, которые выпали на долю наших граждан, о будущем и просто о смысле и целях жизни, о свободе выбора.

 

— Актеры возраста Конституции РФ два часа на одном дыхании разыгрывали драму ХХ века: цитаты из разных свидетелей и участников многочисленных трагедий страны в какой-то момент превращаются в безысходность. И над всем этим скрижали Конституции 1993 года, данные простому русскому мужику. Не знает он, на что они ему. А те, кто знали, шли миллионами - каждый на свою голгофу. И мы до сих пор не поняли, что всё это было такое... Кажется, прав был Геннадий Бурбулис при всей кажущейся абсурдности этой мысли: основной закон России может быть прочитан как молитва. И, добавлю, разыгран постатейно.

 

— Прекрасная идея: показать разницу между идеализмом основного закона государства (статьи отражаются на экране) и тем, как права человека попираются, не защищаются (это цитаты из документов и артефактов XX, реже XIX веков, искусно собранные Ксенией Гашевой). Стажеры - их два десятка - играют этюдным методом (иногда, слишком этюдным). Но тут важно другое: молодые люди присваивают историю своего народа в его радостях и бедах, проходят через великие и неприятные ее страницы, проведенные через персональные судьбы людей. В каком-то смысле XX век - это история проигравшего народа, вынесшего на своем горбу все виражи исторических катаклизмов, народа, который собой расплачивался за ошибки политиков. В финале звучит голос Анатолия Собчака, который смотрит с оптимизмом вперед, благостно веруя в то, что конституция новой свободной России даст человеку отдых от политических встрясок. Конституция - это коллективный договор с обществом, огромное завоевание, которое не может подорвано. И программку с текстом этой Конституции зритель уносит с собой. 
Самые страшные картины спектакля - резня рабочих в Новочеркасске, подорванная вера в рабочий класс, Марк Волошин о растрелянных в Крыму, чеченская и афганская войны, цифры сталинских переселений разных народов, Ростропович, играющий чеха Антонина Дворжака в дни Праги-1968 - художник, взявший на себя вину и стыд за преступные действия своего правительства. 


 

Пермский академический Театр-Театр – ведущее учреждение культуры Прикамья. Неоднократный обладатель престижных театральных премий, среди которых «Золотая маска».

Проект «Сцена-Молот», где состоялась пермская премьера «Конституции» открылся 11 декабря 2009 года на базе малого зала Театра-Театра. «Сцена-Молот» ориентирована на экспериментальные постановки. Сегодня за репертуар «Сцены-Молот» отвечает главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфинкель.

Ближайшие показы


2018-06-24 16:00
2018-06-24 19:00

посмотреть афишу

О спектакле

  • Продолжительность:1 час 35 минут

ОтменитьДобавить комментарий