Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Театр «Старый дом» закрыл весну «Радугой»

06 июня 2022
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

«Старый дом» продолжает отстаивать рекордогиннессовское звание «Самого гастролирующего коллектива Новосибирска». Апрель команда драматического театра посвятила Москве и фестивалю «Золотая маска», а май отдала Санкт-Петербургу и Международному театральному фестивалю «Радуга», в основной программе которого представила спектакль «Анна Каренина» ‒ самую громкую премьеру нынешнего сезона в постановке режиссера Андрея Прикотенко, вызвавшую ажиотаж в театральных кругах Северной столицы.

 

 

Для режиссера Андрея Прикотенко, урожденного ленинградца, выпускника Санкт-петербургской академии театрального искусства, а ныне главрежа новосибирского «Старого дома», «Анна Каренина» стала третьим из поставленных им спектаклей, которые в разные годы оказались в программе «Радуги». Чуть обширнее история взаимоотношений петербургского фестиваля с новосибирским театром: в совместном активе четыре спектакля, включая привезенную в этом году авторскую интерпретацию романа Льва Толстого. Интерес к работе сибирской труппы удачно наложился на пристальное внимание к работам хорошо знакомого Петербургу режиссера Прикотенко и вылился в аншлаг, к которому так и хочется добавить раздражающий граммар-наци префикс «пере». Пожалуй, воздержимся, хотя факт остается фактом: вместо привычных 160 мест на родной площадке в Новосибирске в Питере спектакль играли для 218 зрителей, согласно официальной справке, и яблоку вокруг несчастливых по-своему семей на сцене буквально негде было упасть.

 

«Фестиваль идет только семь дней, и спектакли большой формы мы в крайне редких случаях показываем по два раза, потому что нам важно, чтобы каждый день на большой сцене появлялась новая работа, — отметила после единственного петербургского показа «Анны Карениной» исполнительный директор Международного театрального фестиваля «Радуга» Мария Наймарк. —  Я очень надеюсь, что все, кто очень хотел посмотреть ваш спектакль, его увидели ‒ стоя, сидя, вися, лежа или из-за угла. Это ли не признак вашей популярности, которая бежит впереди вас? Нам же со своей стороны приятно, что популярность сопровождается достойным уровнем постановки. Даже те, кто смотрел спектакль в самой неудобной позе, был счастлив и получил реальное эстетическое удовлетворение. Спектакль прекрасно встроился в нашу площадку».

 

 

Площадка, на которую так удачно взошел подиум «Анны Карениной» в связке с креслами для зрителей, ‒ большая сцена Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева ‒ устроителя театрального фестиваля «Радуга», в двадцать третий раз принимавшего в своих стенах спектакли из разных стран. В этом году свои постановки привезли театры России, Турции, Сербии и Армении, дополнили показы которых творческие встречи, лекции, обсуждения и драматургическая лаборатория.

 

«Я благодарю фестиваль “Радуга” за возможность показать в моем родном городе то, что мы делаем сейчас с театром “Старый дом” в Новосибирске, — подчеркивает режиссер спектакля «Анна Каренина» Андрей Прикотенко. — Мы с удовольствием всегда приезжаем в Петербург, и мне понравилось, как спектакль встал на сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева. Уже на репетициях нам показалось, что спектакль должен пройти хорошо, и все задуманное нами состоится. Наша «Анна Каренина» не сразу сложилась такой, какой представлялась нам. А сейчас у спектакля наступил такой приятный период, когда артисты поймали ощущение того, как должно быть, и держат его ‒ цепко и стабильно. И фестивальные поездки только способствуют этому внутреннему соединению: ведь самое главное, когда ты едешь в другой город и выходишь на новую сцену ‒ встреча со зрителями».

 

 

Сверять ощущение по зрителю в разных городах ‒ обязательная глава фестивально-гастрольной жизни. Однако встреча со зрителем в Городе на Неве, с которым так плотно переплелась судьба труппы из Города на Оби, ‒ история особая. В зале не только гости форума и поклонники театрального искусства, но и близкие люди. Друзья, однокурсники, родственники, наставники. «Мне было очень интересно, — рассказывает после показа театральный режиссер и педагог, мастер курса, на котором учился создатель новосибирской «Анны Карениной», Вениамин Фильштинский. — Спектакль большого эпического размаха, своеобразия и сочетательности. Очень большое впечатление на меня произвели режиссура, сценография, костюмы и, конечно, труппа. Она просто замечательная! Какие мастеровитые и интеллигентные артисты. С каким самообладанием и пониманием в любой сцене они работают. Я поражен и пойду домой гордый. Несправедливо, что вы играете этот спектакль один раз. Но приятно, что вы показали его в театре, где я десять лет проработал».

 

«Анна Каренина» ‒ премьера нынешнего сезона. Первые показы прошли в сентябре в Новосибирске, а первые гастроли случились в апреле в Москве, где парафраз романа Толстого был представлен в рамках внеконкурсной программы премии-фестиваля «Золотая маска». Северная столица стала третьей точкой на карте спектакля «Старого дома», и сложно не заметить в этой смене локаций некий символический флер: ведомые фестивальным движением артисты будто повторяют путь, который проделала главная героиня романа Толстого.

 

«Приезжая на фестиваль «Золотая маска», всегда испытываешь гиперответственность. Вот и для меня в Москве волнение перекрыло все. И никакого образного мышления в голове не возникло. Задача была просто не упасть на сцене и отыграть свой спектакль, — признается исполнительница роли Анны Карениной, актриса театра «Старый дом» Альбина Лозовая. — В Петербурге, еще в самолете появилось ощущение того, что я лечу в место действия романа. Я буду ходить по улицам, по которым ходила Каренина, буду есть, как Каренина, жить, как Каренина, дышать, как Каренина. И это чувство не отпускало. Да, Анна ‒ трепетная натура. Волнение, рефлексия, постоянная тревога – это ее букет, но мы, наконец, вышли с ней на новый уровень взаимоотношений. У нас были разные времена. Мы не понимали друг друга, будучи очень разными людьми. Но спектакль менялся, реставрировался и в конце концов мы пришли к симбиозу, в котором Анна многое получила от меня. У нас очень интимный спектакль. Но чувства, эмоции, характер и темперамент у Карениной – это я. И сейчас мне с моей героиней очень комфортно».

 

Фото ТИМОФЕЯ МАМЛИНА и Василия ВАГИНА


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: