Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Москва увидела «Наизнанку» из Новосибирска

14 марта 2023
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

«Старый дом» первым из новосибирских театров в этом году добрался до фестиваля «Золотая маска»: 3 марта артисты сыграли спектакль на сцене Центра драматургии и режиссуры в Москве в рамках программы «Маска Плюс». Всего во внеконкурсном блоке заявлено 8 спектаклей из разных городов России, пять из которых показываются в столице, а три можно увидеть на родных площадках в Санкт-Петербурге и Тюмени.

 

 

Номинантов на соискание Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2021 ‒ 2022 годов, равно как и участников внеконкурсных программ, оргкомитет главной театральной награды страны объявил в ноябре прошлого года. И столица Сибири в этом марафоне сценических успехов планировала заявить о себе достаточно серьезно: Новосибирский музыкальный театр, «Красный факел», «Старый дом» и Лаборатория современного искусства — шестнадцать номинаций плюс бонусный показ на «Маске Плюс». Однако в Москву отправились не все. Краснофакельский спектакль «Дикая утка» был снят с репертуара по техническим причинам еще в декабре, а «Анну Каренину» в исполнении артистов «Старого дома» эксперты смотрели на родной сцене. В столице первым оказался спектакль «Наизнанку» — остросоциальная драма о домашнем насилии, созданная новосибирским режиссером Джеммой Аветисян и владикавказским драматургом Кариной Бесолти в рамках Фабрики нарративного театра «Дисциплина», которую проводил театр «Старый дом» в прошлых сезонах.

 

«Маска Плюс» — традиционная офф-программа фестиваля «Золотая Маска», собирающая в своей афише спектакли, которые не вошли в основной конкурс, но фиксируют важные тенденции, еще не ставшие мейнстримом и при этом все больше заявляющие о себе в театральном процессе. Нынешнюю, 15-ю по счету, программу собирали кураторы Александрина Шаклеева и Екатерина Рябова. «В контрольных по математике, в самом конце листа, бывают специальные задания “со звездочкой” – задачки для тех, кто может не только решить базовое уравнение, но и не разучился самостоятельно и парадоксально мыслить, — формулируют концепцию составители внеконкурсного блока. — Программа “Маска Плюс” – это всегда спектакли со звездочкой, сноски на полях к основному конкурсу, потому что вне конкурса, конечно, тоже есть живой театр».

 

 

Тему «Маски Плюс ‒ 2023» кураторы увидели в образе Ноева ковчега. В программу вошло то, что «осталось на сегодняшний день от 20 лет развития современного театра в России; что создавалось благодаря (шахтерскому) труду организаторов драматургических конкурсов и режиссерских лабораторий; все, в чем звучат другие голоса и работают другие нейронные связи».

 

В своем манифесте, опубликованном на официальном сайте премии-фестиваля кураторы «Маски Плюс» подчеркивают, что в этом сезоне они рассказывают о тех, кто совсем недавно стали полноправными соавторами в художественном процессе – о других театральных кураторах, о молодых режиссерах, которые органично освоили приемы совмещения документального и художественного материала, и о том, что в театре создан и существует целый пласт профессиональной современной драматургии. Драма «Наизнанку», созданная в ходе драматургического проекта в театре «Старый дом», отвечает на все позывные программы.

 

 

Площадка Центра драматургии и режиссуры, на которой новосибирский спектакль был показан в Москве, напоминает подземный бункер, где никогда нет связи, а переходы складываются в хитросплетенный лабиринт. Поэтому технической группе «Старого дома» пришлось кропотливо поработать, чтобы воссоздать на новой сцене «домашнюю» атмосферу. Результат оценил полный зал зрителей — свободных мест не было. Дебют спектакля на выезде оценили как любители театра, так и профессиональное арт-сообщество. «Сегодня спектакль ощущается очень остро, — сказала после показа драматург «Наизнанку» Карина Бесолти. — Я не видела его год, но он по-прежнему живой и профессиональный. Я очень рада за коллектив. Получилась трогательная работа. Спасибо театру – просто в сердце попали».

 

Действие пьесы происходит «где-то на Северном Кавказе», однако режиссер спектакля принципиально отказалась от фиксации этой, увы, не единичной истории в конкретном географическом пространстве. «В одном из обсуждений был диалог про то, что вся эта история – не про Россию, — подчеркнула на обсуждении спектакля со зрителями Джемма Аветисян. — Но мне кажется не важной эта географическая конкретика. Какая разница, где это происходит – на Северном Кавказе или в каком-то другом месте? Я этот спектакль называю антибиотиком. Да, это очень горькая таблетка, которую трудно проглотить, но при этом она оказывает огромное воздействие на весь организм. Потому что пьеса написана без подтекста – вся информация попадает в нас в своём первоначальном виде».

 

Следующими новосибирскими командами, которые продолжат оказывать положительный эффект на организм столичных зрителей, станут Лаборатория современного искусства и Новосибирский музыкальный театр. Они представят аудиальный перформанс «Детство. Коромысли. Глава 3» и мюзикл «Великий Гэтсби» соответственно.

 

Фото Дарьи НЕСТЕРОВСКОЙ


В статье упомянуты:


спектакли: