Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Москва увидела «Наизнанку» из Новосибирска
14 марта 2023Марина Вержбицкая Новая Сибирь
«Старый дом» первым из новосибирских театров в этом году добрался до фестиваля «Золотая маска»: 3 марта артисты сыграли спектакль на сцене Центра драматургии и режиссуры в Москве в рамках программы «Маска Плюс». Всего во внеконкурсном блоке заявлено 8 спектаклей из разных городов России, пять из которых показываются в столице, а три можно увидеть на родных площадках в Санкт-Петербурге и Тюмени.
Номинантов на соискание Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2021 ‒ 2022 годов, равно как и участников внеконкурсных программ, оргкомитет главной театральной награды страны объявил в ноябре прошлого года. И столица Сибири в этом марафоне сценических успехов планировала заявить о себе достаточно серьезно: Новосибирский музыкальный театр, «Красный факел», «Старый дом» и Лаборатория современного искусства — шестнадцать номинаций плюс бонусный показ на «Маске Плюс». Однако в Москву отправились не все. Краснофакельский спектакль «Дикая утка» был снят с репертуара по техническим причинам еще в декабре, а «Анну Каренину» в исполнении артистов «Старого дома» эксперты смотрели на родной сцене. В столице первым оказался спектакль «Наизнанку» — остросоциальная драма о домашнем насилии, созданная новосибирским режиссером Джеммой Аветисян и владикавказским драматургом Кариной Бесолти в рамках Фабрики нарративного театра «Дисциплина», которую проводил театр «Старый дом» в прошлых сезонах.
«Маска Плюс» — традиционная офф-программа фестиваля «Золотая Маска», собирающая в своей афише спектакли, которые не вошли в основной конкурс, но фиксируют важные тенденции, еще не ставшие мейнстримом и при этом все больше заявляющие о себе в театральном процессе. Нынешнюю, 15-ю по счету, программу собирали кураторы Александрина Шаклеева и Екатерина Рябова. «В контрольных по математике, в самом конце листа, бывают специальные задания “со звездочкой” – задачки для тех, кто может не только решить базовое уравнение, но и не разучился самостоятельно и парадоксально мыслить, — формулируют концепцию составители внеконкурсного блока. — Программа “Маска Плюс” – это всегда спектакли со звездочкой, сноски на полях к основному конкурсу, потому что вне конкурса, конечно, тоже есть живой театр».
Тему «Маски Плюс ‒ 2023» кураторы увидели в образе Ноева ковчега. В программу вошло то, что «осталось на сегодняшний день от 20 лет развития современного театра в России; что создавалось благодаря (шахтерскому) труду организаторов драматургических конкурсов и режиссерских лабораторий; все, в чем звучат другие голоса и работают другие нейронные связи».
В своем манифесте, опубликованном на официальном сайте премии-фестиваля кураторы «Маски Плюс» подчеркивают, что в этом сезоне они рассказывают о тех, кто совсем недавно стали полноправными соавторами в художественном процессе – о других театральных кураторах, о молодых режиссерах, которые органично освоили приемы совмещения документального и художественного материала, и о том, что в театре создан и существует целый пласт профессиональной современной драматургии. Драма «Наизнанку», созданная в ходе драматургического проекта в театре «Старый дом», отвечает на все позывные программы.
Площадка Центра драматургии и режиссуры, на которой новосибирский спектакль был показан в Москве, напоминает подземный бункер, где никогда нет связи, а переходы складываются в хитросплетенный лабиринт. Поэтому технической группе «Старого дома» пришлось кропотливо поработать, чтобы воссоздать на новой сцене «домашнюю» атмосферу. Результат оценил полный зал зрителей — свободных мест не было. Дебют спектакля на выезде оценили как любители театра, так и профессиональное арт-сообщество. «Сегодня спектакль ощущается очень остро, — сказала после показа драматург «Наизнанку» Карина Бесолти. — Я не видела его год, но он по-прежнему живой и профессиональный. Я очень рада за коллектив. Получилась трогательная работа. Спасибо театру – просто в сердце попали».
Действие пьесы происходит «где-то на Северном Кавказе», однако режиссер спектакля принципиально отказалась от фиксации этой, увы, не единичной истории в конкретном географическом пространстве. «В одном из обсуждений был диалог про то, что вся эта история – не про Россию, — подчеркнула на обсуждении спектакля со зрителями Джемма Аветисян. — Но мне кажется не важной эта географическая конкретика. Какая разница, где это происходит – на Северном Кавказе или в каком-то другом месте? Я этот спектакль называю антибиотиком. Да, это очень горькая таблетка, которую трудно проглотить, но при этом она оказывает огромное воздействие на весь организм. Потому что пьеса написана без подтекста – вся информация попадает в нас в своём первоначальном виде».
Следующими новосибирскими командами, которые продолжат оказывать положительный эффект на организм столичных зрителей, станут Лаборатория современного искусства и Новосибирский музыкальный театр. Они представят аудиальный перформанс «Детство. Коромысли. Глава 3» и мюзикл «Великий Гэтсби» соответственно.
Фото Дарьи НЕСТЕРОВСКОЙ
В статье упомянуты:
спектакли: