Премьера

14.12.2018
Пыль

Пыль

 

История театра

Датой основания театра считается 20 октября 1933 года. 

История уникального передвижного театра Новосибирска началась в 30-е годы прошлого столетия. В свои первые годы театр существовал как филиал драматического театра «Красный факел», и работал в основном в Новосибирской области.

Репертуар новой творческой организации складывался из пьес А.Корнейчука, М.Горького, А.Островского, помимо спектаклей, практиковали «вечера малых форм» – песни, танцы, художественное слово. Первые серьезные творческие достижения были связаны с именем Анисима Рогачевского, исповедовавшего яркий, радостный, костюмный театр. Его спектакли по произведениям Ж.-Б.Мольера, К.Гольдони, Ф.Шиллера заложили основы художественной политики коллектива.

 

Уже в эти годы гастрольная биография новосибирского передвижного театра стремительно развивалась. К примеру, в 1937 г. театр посетил 17 районов, сыграл 244 спектакля перед 300 зрителями на каждом, перевыполняя все сформулированные планы и повышая суммы сборов. Достойным фактом в гастрольном списке театра, который в 1943 г. получил статус Областного драматического, стало участие в творческой командировке на фронты Великой Отечественной войны.

Начало 1960-х г.г. ознаменовано появлением яркого художественного лидера – Семена Иоаниди. Его стараниями и при поддержке начальника отдела культуры Новосибирской области Н.Чернова произошло событие, предопределившее судьбу коллектива. В 1967 г. один из первых передвижных театров Сибири получает стационарную сцену в здании архитектора А.Крячкова. Это становится беспрецедентным фактом, поскольку практически все подобные коллективы в России были расформированы. Поселившись на берегу Оби, Областной драматический театр обрел атмосферу камерности и уюта. На новой сцене выходят спектакли «Коварство и любовь» Ф.Шиллера и «Средство Макропулоса» К.Чапека, на которые вскоре становится невозможно достать билеты. 

В 1975 г. в Облдраму приходит новый режиссер – ВладимирЧернядев, выпускник ЛГИТМИКа, ученик Г. Товстоногова. Он начинает смело использовать возможности необычной сцены для доверительного диалога на темы современных авторов А.Вампилова, А.Володина, В.Распутина.

Новой вехой в истории Областного драматического стал приход Изяслава Борисова. В 1980 году он занимает в театре должность главного режиссера. Его имя в истории Областного драматического определило новую художественную эпоху. В это время здесь работают известный композитор Г.Гоберник, художник В.Фатеев, артисты Е.Важенин, А.Узденский, А.Невраев, Л.Одиянкова, Г.Алехина, Х.Иванова. Спектакли И.Борисова «Луиза Миллер» Ф.Шиллера, «Прежде, чем пропоет петух» И.Буковчана и др. получают положительный отклик не только сибирской прессы, но и таких известных российских театроведов, как М.Швыдкой, А.Иняхин, А.Вислов.

 

В 1991 г. на премьерной афише спектакля «Волки и овцы» А.Островского появилось имя режиссера Семена Верхградского. Через год он принимает художественное руководство Облдрамой и вместе с новой художественной программой театр получает новое название – «Старый дом».

 

В 1992 году в театр пришел новый режиссер - Владимир Оренов (зам. главного редактора журнала «Театральная жизнь», автор и ведущий программы «Фрак народа»). Его постановки всегда вызывали большой интерес как у зрителей, так и у критиков. Среди его спектаклей были детектив А.Червинского «Пока все о’кей», «Мириам» по пьесе О.Юрьева, «Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера, спектакль «Играем Довлатова» и др. Примечательно, что Дон Жуана и другие мужские роли по воле режиссера в спектакле сыграли актрисы-женщины. В 2003 году Оренов возглавил художественное руководство «Старым домом» и пробыл в должности худрука до окончания сезона 2004-2005 годов.

 

В сезоне 2008/2009 гг. театр отметил 75 лет своего существования. Театр начал подготовку к 75-летнему юбилею с воссоздания своей истории. В результате в 2008 году из печати вышел не просто «буклет к знаменательной дате», а книга Елены Климовой «Ремарки на полях истории». Это документальная история необыкновенной бродячей труппы, вольной, несмотря на тиски планов и обязательств, веселой, дружной и влюбленной в театр. В этой истории есть свои неразгаданные тайны, свои герои, есть победы и трагедии — словом все, что и должно быть в хорошем романе и в жизни.

 

За годы своего существования театр «исходил» и «изъездил» миллионы километров по Новосибирской области, с ним хорошо знакомы зрители не только в российских , но и в зарубежных городах. «Старый дом» - участник различных Всероссийских и Международных фестивалей. Со своими спектаклями он гастролировал во многих городах России, а так же в Германии, Польше, Украине, Швеции, Японии, Молдавии, неоднократно - в Москве и Санкт-Петербурге. В 2008 г. театр внесен в Книгу рекордов Новосибирской области как «Самый гастролирующий коллектив Новосибирска».

Главной идеей театра «Старый дом» с момента его создания стало приобщение новосибирских зрителей к опыту мировой художественной культуры. В репертуаре новосибирского театра, соседствуют и классические тексты, и ультрасовременные. Это театр, в котором экспериментируют не только с литературным материалом, но и со способом актерского существования – традициями условного театра, и театра, основанного на остропсихологическом переживании.

В 2010 году театр "Старый дом" был занесен в "Золотую книгу культуры Новосибирской области".

В 2011 году театр «Старый дом» инициировал проект «Дни итальянского театра в Новосибирске» в рамках Года российской культуры и русского языка в Италии и Года итальянской культуры и итальянского языка в России, итогом которого стала постановка итальянского режиссера Антонио Лателла (STABILE/MOBILE) трилогии "Электра", "Орест", "Ифигения в Тавриде" по мотивам древнегреческих трагедий Еврипида. В 2014 году работа с режиссёром Антонио Лателла была продолжена. В репертуаре театра появилась новая премьера — «Пер Гюнт» по пьесе Генриха Ибсена.

 
В последние годы спектакли театра «Старый дом» регулярно отмечаются экспертным советом Национальной театральной премии «Золотая маска». Так, в 2013 году спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» (режиссёр Семен Александровский, драматург Вячеслав Дурненков) был представлен в программе «Золотой маски» «Новая пьеса»; спектакль Антонио Лателла «Пер Гюнт» по пьесе Генриха Ибсена вошел в лонг-лист лучших спектаклей России в 2014 году; спектакль «Элементарные частицы» режиссёра Семена Александровского по итогам сезона 2014—2015 стал участником конкурсной программы фестиваля в трех номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая режиссура», «Лучшая работа художника» и в 2016 году принял участие в фестивале. Осенью 2016 года новый экспертный совет премии включил спектакль "Сиротливый запад" в число лучших спектаклей России по итогам сезона 2015-2016. В апреле 2017 года в основной программе "Золотой маски" приняла участие фантастическая опера "Снегурочка". Спектакль был выдвинут экспертным советом премии в трех номинациях: "Эксперимент", "Лучшая работа художника по костюмам" (Елена Турчанинова), "Лучшая работа композитора" (Александр Маноцков). По итогам фестиваля за спектакль "Снегурочка" театр "Старый дом" получил сразу две "Золотые маски" в номинациях "Эксперимент" и "Лучшая работа художника по костюмам".
 
В 2018 году спектакль "Я здесь" по текстам Льва Рубинштейна был представлен на фестивале "Золотая маска" в четырех номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» (Максим Диденко), «Лучшая работа художника» (Максим Диденко, Павел Семченко), «Лучшая работа художника по свету» (Игорь Фомин). Также спектакль стал участником специальной программы фестиваля «Золотая маска» - «Russian Case». 
 
На площадке «Старого дома» постоянно проводятся мастер-классы, семинары, лаборатории, посвященные проблемам новой драмы и современной режиссуры.