Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Актеры новосибирского театра создали музыкальную группу "Эверест 9050"

13 april 2022
Никита Зайков Российская газета

Участники музыкального проекта "Эверест 9050" Александр Шарафутдинов и Анатолий Григорьев рассказали, какую роль в формировании группы сыграла пандемия, почему опытные актеры вдруг ощутили страх сцены и что же все-таки означают цифры в названии коллектива.

 

Создание настоящей музыкальной группы было вполне ожидаемо на фоне нынешней творческой политики театра?

 

Анатолий Григорьев: На сцене "Старого дома" уже двенадцать лет идет спектакль "Калека с острова Инишмаан" по пьесе Мартина МакДонаха, и с него, на мой взгляд, начался новый путь развития театра. Постепенно классические постановки уходили на второй план, а на авансцене оказались свежие сюжеты, новая форма подачи. Был целый ряд удачных постановок, которые стали формировать нового зрителя.

Чуть ли не первым в городе театр начал проводить творческие лаборатории - трехдневные марафоны, в ходе которых режиссеры делают эскизы будущего спектакля или даже полностью ставят пьесы. Потом из этого отбирается лучшее. А когда нас накрыла пандемия, театр вынужденно закрыл свои двери. Все сидели по домам. Но не без дела: "Старый дом" и тут запустил проект "Без дистанции". По сути актерам дали полную творческую свободу. Каждый готовил что-то свое и представлял это на суд зрителей онлайн. Кто-то читал собственные стихи, кто-то представлял свои пьесы, кто-то пел. Тогда-то мы и поняли, что у нас появилось время и возможность собрать нашу группу. Каждый мечтал об этом еще с юности, но решились на это уже став 30-летними дядьками.

 

Александр Шарафутдинов: Вообще сама идея появилась чуть раньше. В 2019 году мы с гастролями приехали на Сахалин, возили спектакль "Sociopath/Гамлет". А после показа коллеги из Южно-Сахалинского "Чехов-Центра" устроили дружеский капустник. Помимо прочего, на сцене появились инструменты: хочешь что-то спеть - пожалуйста. Мы с ребятами начали пробовать - сначала робко, каждый свое, а потом неожиданно для нас самих получилось что-то приличное. Например, легендарную песню Creep от Radiohead сыграли.

Если на обычной акустической гитаре каждый из нас мог по три-четыре аккорда взять, то электрогитару я держал в руках чуть ли не впервые. Да и за ударной установкой никто ни разу не сидел. А главное, никаких репетиций не было - вместе мы играли впервые. Удивительно, насколько гармонично получилось. На следующий день все обсуждали, как же круто мы сыгрались, какой это был драйв. И мы предложили директору театра Антониде Александровне собрать свою музыкальную группу. А она спросила только: "Что вам для этого надо?" Мы составили список инструментов, аппаратуры, прикинули смету и получили одобрение. Вот только все эти заказы "приехали", когда мы уже сидели на карантине.

 

То есть первые репетиции группы были на удаленке?

 

Анатолий Григорьев: Для начала нужно было освоить инструменты, которые мы увезли по домам. Саша, как самый музыкально одаренный из нас, выбрал соло-гитару. Акустическую взял Тимофей Мамлин. Я предпочел бас-гитару. Клавиши достались Александру Вострухину. А за ударную установку сел Виталий Саянок, наш фронтмен объяснил такое решение просто: "Виталя, ты чувствуешь ритм". На обучение уходило чуть ли не все свободное время, благо в Сети есть множество уроков. На открытии сезона 2020-2021 годов мы уже вполне уверенно сыграли несколько кавер-версий, а во время актерского марафона весной этого года дали свой первый настоящий концерт, исполнив уже исключительно собственный материал. С тех пор "каверы" не поем принципиально.

 

Александр Шарафутдинов: К тому времени к нам присоединилась молодая и талантливая актриса "Старого дома" Наташа Серкова. Сейчас в репертуаре "Эвереста 9050" уже три песни ее собственного сочинения, которые она же и исполняет. Причем они очень разные. Одна задорная, с большим уклоном в поп-музыку, другая - протяжная и мелодичная баллада, а третья - мощная, ближе к хард-року. У нас вообще так повелось: кто песню написал, тот ее и исполняет, и мне кажется, в целом это делает нашу музыку разнообразнее, интереснее.

 

Как прошел первый концерт?

 

Анатолий Григорьев: В итоге все получилось, но далось это нелегко. Мы подготовили концерт всего за месяц ночных репетиций. Заканчивается наш рабочий день примерно в 21:00, и к десяти вечера мы появляемся дома. Дети, как правило, уже спят, ты их не видишь толком, но все уже к этому привыкли. И тут в нашей жизни появляется еще и музыка.

Когда готовимся к концерту и репетируем в этой небольшой комнатке на втором этаже театра, то приходится оставаться до часу, до двух часов ночи. Но как бы мы ни готовились, было невероятно страшно в первый раз находиться на сцене в качестве музыканта. Каждый из нас выходил на эту сцену десятки-сотни раз, а тут вдруг чувствуешь такое волнение, которого не было очень давно.

 

Александр Шарафутдинов: Да, к тому же первый концерт начался с небольшого конфуза. Мы представились, я взял первые аккорды и следом заиграл наш ударник Виталя Саянок. Он задал ритм, но стоило ему нажать на педаль бас-барабана, как закрепленная на ней колотушка отскочила и покатилась куда-то в сторону по сцене. Он бросился ее искать, снова закреплять, а песня-то уже началась и назад дороги нет. Мы не можем сказать: "Извините, сейчас починим и снова стартуем". Пришлось импровизировать, играть что-то отвлеченное, а в это время на сцене человек возится с ударной установкой. Страшно вспомнить, какие мысли тогда в голове вертелись. Казалось: если мы вот так начали "карьеру музыкантов", то надо бы уже и заканчивать. Но в итоге собрались и все было супер!

 

Последний вопрос: почему "9050"?

 

Александр Шарафутдинов: Сначала мы решили называться "kaktatak". Но когда репетировали первый концерт, встал вопрос, какое имя присвоить ему. После долгих раздумий, поняли, что он для нас - как покорение некой высоты. Отсюда и возник Эверест. А зайдя в поисковик, мы узнали, что за всю историю покорения этого пика, на него поднималось 9044 человека. А с нами выходит 9050. Отыграв концерт, покорив эту вершину, решили и группу переименовать.

 

Привносите в тексты, в стилистику группы что-то из театрального опыта?

 

Александр Шарафутдинов: С одной стороны, перед микрофоном, с инструментами в руках, мы стараемся быть музыкантами. С другой стороны, каждая песня на сцене отчасти проживается как маленькая роль. Не сказать, что это происходит по-актерски, но песня - это сконцентрированный сгусток энергии, чувств, которые ты хочешь высказать. И в силу своей профессии мы уже не можем делать это как-то отстраненно, холодно - музыка погружает нас в свой мир.

 

Анатолий Григорьев: Актер и вне сцены находится в постоянном поиске того, что может обогатить его талант. Разносторонняя деятельность для нас просто обязательна. Даже какую-то бытовую ситуацию проживаешь, наверное, по-особому, пытаешься что-то найти в происходящем. Вот, скажем, первую свою песню я сочинил, когда шел с дочкой в торговый центр. Была ранняя весна, под ногами снежная каша, ветер в лицо - идти было тяжело, еще и маленький ребенок сидит на плечах. Уставший, ругаешь себя за то, что зачем-то решил "прогуляться" пешком. Одновременно пытаешься взбодрить себя. И понимаешь, что ты уже напеваешь какую-то мелодию, а все эти смешанные чувства превращаются во что-то осмысленное, в текст песни.

 

Одновременно с этим появляется и какой-то лирический герой, который, который от своего имени рассказывает свою историю. Это, наверное, и есть театральная профдеформация. В итоге на сцене мы разные: мой герой в группе отвечает за панк, эдакий сибирский Сид Вишес. Тот, кстати, тоже играл на бас-гитаре. А вот Александр у нас скорее романтик и по-своему поет о любви.

 


The article mentions:


Peoples:

perfomances: