Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Антонида Гореявчева: Театр —всегда новое знание и острые вопросы

15 june 2016
Юлия Щеткова Новая Сибирь
НОВОСИБИРСКИЙ драматический театр «Старый дом» вновь не нуждается в представлении. И столичные критики, и местные завсегдатаи, и новобранцы очередной зрительской волны знают, что на этой камерной площадке вершатся судьбы и свершаются чудеса, рождаются уникальные проекты и делаются сценические открытия. О том, что стоит за превращением маленькой труппы в конгломерат универсальных артистов и как важно вовремя оказаться в центре актуальных театральных процессов, рассказывает директор НГДТ «Старый дом» Антонида Гореявчева. 
 
    — В прошлом году театральное сообщество Новосибирска оценило сезон в театре «Старый дом» как самый интересный в городе. Были ли для вас результаты соцопроса приятной неожиданностью, или вы ожидали такую реакцию профессионального сообщества? 
 
   — Скорее, приятной неожиданностью, поскольку «Старый дом» существует в пространстве, где есть множество интересных театральных событий, премьер, приглашенных режиссеров и крупных театральных площадок с широкими техническими возможностями. И тем ценнее для нас эта экспертная оценка, потому что для меня это означает, что мы используем наши ресурсы по максимуму и делаем все, чтобы ничего не помешало нашим постановщикам и артистам воплощать свои самые смелые и сложные идеи на нашей сцене. Я рада, что зрители и эксперты чувствуют, что «Старый дом» — это не только репертуарный театр, а театр, где в приоритете свобода творческой мысли. 
 
   — Сейчас много говорят о репертуарной политике театров. Очевидно, «Старый дом» относится к тем редким коллективам, для которого это не общие слова. Как вы для себя формулируете художественную установку новосибирского драматического? 
 
   — «Старый дом» — прежде всего репертуарный театр, поэтому мы в постоянном поиске разнообразных идей: ведь наша команда работает на разноцелевую аудиторию. Баланс разных жанров, стилей, драматургического материала — одна из приоритетных задач репертуарной политики. Поставленная цель требует тщательного выбора постановочной команды, поэтому поиск и переговоры ведутся на несколько сезонов вперед. Сегодня в нашем репертуаре 25 названий. Это Островский и Гоголь, Еврипид и Ибсен, Володин и Брехт, Макдонах и Вырыпаев — афиша, которой, как отмечают критики, может позавидовать любой российский театр. Но для нас важно то, что каждый спектакль находит своего зрителя, а значит, наши усилия вознаграждены. 
 
   — Тогда скажите, кто он — сегодняшний зритель «Старого дома»? И что он хочет видеть на сцене вашего театра? 
 
   — Если заглянуть на наши страницы в социальных сетях, то вы увидите, насколько подробно наши зрители умеют рассуждать о спектаклях, насколько большой опыт насмотренности самых разных спектаклей и театров у них есть. И поэтому мы всегда должны быть на шаг впереди, должны быть готовыми предложить новое и актуальное для них знание. Мне кажется, важно дать ощущение того, что, приходя в театр в городе Новосибирске, наши зрители оказываются участниками единого важного процесса, в котором им предлагается задуматься о том, о чем, например, думают зрители, сидящие в Москве, Авиньоне, на оперных спектаклях Дмитрия Чернякова или самых обсуждаемых спектаклях Константина Богомолова. Актуаль- ность вопросов в искусстве должна быть одинаковая независимо от местонахождения. Если человек в сегодняшнем информационном обществе открывает для себя доступ к любому знанию, фактам, новостям, то так же должно быть и в театре. Входя в любой современный театр, зритель должен попадать в поле живого театрального процесса, а не в театр прошлого века или музей. 
 
   — Музеем спектакли «Старого дома» точно не назовешь, и вот наблюдение: вашей труппе не всегда удаются мейнстримовые вещи, однако близкие к авангарду постановки пользуются огромной симпатией и профессионального сообщества, и простого зрителя. Вы планомерно заняли пустовавшую в городе нишу альтернативного театра, или «Старый дом» пришел в эти сферы по наитию? 
 
   — Я бы не назвала это авангардом. Перед вами живой театр, фиксирующий текущие вопросы и проблемы, которыми живут современное сознание и культура. Театр сейчас разнообразен по формам и средствам, через которые он общается со зрителем. И все ради того, чтобы зритель не ушел равнодушным! Важно, чтобы он подключился внутренне, а может быть, и буквально заговорил с нами о чем-то важном. Привычный мейнстримовый и буржуазный развлекательный театр с этой задачей давно уже не справляется. В такой театр все приходят на спектакль как на светское мероприятие, наблюдают комедию, драму или классику — и расходятся. А современный театр — это зона эмоциональных споров, вопросов, неравнодушия. Темы могут быть разными: история Академгородка, современная музыка, Егор Летов и панк-культура, экзистенциализм и психоанализ, чудные ирландцы и их проблемы… Главное — это всегда новое знание и острые вопросы — про человека, историю, современность. 
 
   — В июне завершается театральный сезон. С каким багажом театр «Старый дом» приходит к финишу? 
 
   — Если говорить о премьерах, то в этом сезоне у нас сложился баланс между разными театральными стилистиками. Две премьеры — «Сиротливый Запад» в постановке Сергея Федотова и назначенное на конец июня «Недоразумение» режиссера Антона Маликова — сделаны в традициях психологического театра, где актеры показывают свою способность существовать в очень напряженном ролевом рисунке и подробной среде сценической жизни и человеческих отношений. Кроме этого мы выпустили два интереснейших эксперимента: перформанс Максима Диденко «Программа совместных переживаний» по карточкам Льва Рубинштейна и «Снегурочка. Лаборатория» по мотивам пьесы А. Островского в постановке Галины Пьяновой. Оба спектакля были выстроены по законам пластического театра, где задействованы совсем другие актерские техники. Необычность «Снегурочки» заключается еще и в том, что актеры сами являются и исполнителями музыкального произведения, созданного специально для этого проекта композитором Александром Маноцковым. Для нас очень важно разнообразие эстетик и литературного материала, которые режиссеры помогают освоить нашим актерам. Это создает уникальную труппу по-настоящему универсальных актеров, умеющих воплощать любые режиссерские задачи и языки. И, конечно же, это помогает нам привлекать и удерживать зрительскую аудиторию, которая приходит смотреть не только истории, которые мы рассказываем, но и на то, какими художественными средствами мы это делаем, какие темы нас волнуют и будоражат. Помимо полномасштабных спектаклей, на площадке нашего театра прошли творческий вечер поэта Льва Рубинштейна, который специально приезжал на премьеру перформанса «Программа совместных переживаний», музыкальный концерт с участием современных новосибирских композиторов и легендарного Александра Маноцкова, работавшего с нашими артистами в «Снегурочке». Частью нашей постоянной практики стало участие в самых разных городских культурных проектах: наши артисты и постановщики постоянно устраивают встречи со зрителями на площадках книжных магазинов и библиотек. Подобные события, я надеюсь, станут еще одной составляющей нашей художественной политики, потому что они создают пространство для интереснейших встреч, вдохновляющих как актеров, так и наших зрителей. 
 
   — Одним из главных героев сезона в «Старом доме» можно считать прошлогодний спектакль «Элементарные частицы». Вместе с этой работой театр впервые попал в конкурсную программу «Золотой маски». Что в карьере «Старого дома» значит этот смотр? Как он повлиял на труппу театра? И почему маленькой региональной труппе важно оказаться в списке номинантов? 
 
   — «Элементарные частицы» принесли нам множество ярких впечатлений от поездок. Спектакль про Академгородок, созданный в эстетике документального театра, принял участие в Красноярской ярмарке книжной культуры, впервые за всю историю нашего театра номинировался на «Золотую маску», а буквально пару недель назад стал победителем в номинации «Новация» крупнейшего регионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Что это значит? Что мы работаем и создаем спектакли в ритме времени, что мы не изолированы техническим несовершенством площадки, географией и финансовыми проблемами, которые испытывает любой государственный театр. Это, безусловно, признание и стимул для любого театра. В этом году мы неожиданно открыли для себя, даже независимо от участия в «Золотой маске», что наш театр знают в профессиональном сообществе очень хорошо, что за нами наблюдают с интересом. И имя нашего театра теперь привлекательно для многих режиссеров и критиков. «Старый дом» — это театр, где художественный результат любой сложности, о котором мечтают постановщики, достижим и будет очень близок к их замыслу. И службы театра, и актеры готовы к серьезным задачам. Именно поэтому на наши приглашения и проекты на протяжении нескольких лет легко откликаются такие режиссеры, как Антонио Лателла, Лев Эренбург, Семен Александ- ровский, Александр Кузин, Сергей Федотов, Антон Маликов, Максим Диденко — мастера, чьи графики на лучших мировых площадках расписаны на годы вперед. 
 
   — Этот сезон вы провели главным режиссером. В следующий отправляетесь с вакантным местом худрука. Что дало вам сотрудничество с Галиной Пьяновой и планируете ли вы пригласить нового главного уже в ближайшее время? 
 
   — Наша двухлетняя совместная работа с Галиной Пьяновой планово подошла к концу. Все намеченные нами постановки и задачи выполнены. Галина Николаевна проделала очень большую работу не только как режиссер, но и как педагог. Работая с актерами, она помогла им освоить практику театральной импровизации, научила выходить и играть в самых разных нетеатральных пространствах. Благодаря Галине Пьяновой и художнику Антону Болкунову мы выпустили очень интересный спектакль «Летов», посвященный культовой фигуре музыканта Егора Летова. Это был новый для нас опыт работы с возможностями так называемого театра художника. Галина Николаевна привнесла своими постановками в наш репертуар очень много музыкального и актерского азарта: «В поисках радости» мы играем вместе с группой «Штрих-кот», в «Загнанных лошадях» актеры танцуют на протяжении всего спектакля с невероятной, нечеловеческой отдачей. Ну и, конечно, премьера «Снегурочки» — для нас это ценный опыт создания по-настоящему синтетического театра, где драматические актеры выступают в роли мимов, музыкантов и певцов. Что касается имени нового главного режиссера, то сейчас ведутся переговоры с возможными кандидатами. Это очень ответственное решение, поэтому мы позволяем себе взять время для обдумывания и обсуждения с режиссерами тех задач, которые, на наш взгляд, должен решить новый главный режиссер в нашем театре. 
 
   — Что вы запланировали под занавес сезона и каковы ближайшие постановочные планы «Старого дома»? 
 
   — Традиционно на закрытии мы проводим церемонию вручения нашей собственной премии «Театральный домовой», которая отмечает лучшие актерские работы и спектакли этого сезона. А закрывается репертуарный год премьерным остропсихологическим спектаклем «Недоразумение» по пьесе Альбера Камю в постановке Антона Маликова, штатного режиссера одного из польских театров. Но на этом наша работа не заканчивается, потому что сразу же начинаются репетиции спектакля «Вишневый сад» Чехова вместе с режиссером Андреем Прикотенко. Нужно сказать, что ваше издание первым узнает тайны нашего будущего сезона. Удивительный факт нашего сотрудничества состоит и в том, что Прикотенко в 1998 году ставил на сцене нашего театра свой дипломный спектакль «Саня, Санька, Александр» Ю. Рагозина. В целом же планируется шесть премьер. Это будет разножанровый репертуар: классика, детектив, комедия, детская постановка и, конечно же, оригинальный синтетический спектакль. А вот все подробности наших проектов мы расскажем на пресс-конференции, посвященной открытию сезона, — в сентябре. Будьте уверены, что нам есть, чем вас удивить! 

The article mentions: