Premier

27.03.2025
Долгая счастливая жизнь

Долгая счастливая жизнь

 

TODAY IN THEATER

27 December, Friday

more details>

Через два года мы получим современный театр

17 january 2011
Сергей Самойленко Континент Сибирь, 18 -25 апреля 2008

— Давайте поговорим о том, как вам удалось так быстро, за полтора года, изменить ситуацию в театре, от которого никто уже ничего и не ждал. Лет шесть подряд в театре продолжалась смена директоров и главных режиссеров, из труппы уходили ведущие актеры, из театра — зритель. Тем более удивительно оценивать перемены, что вы человек нетеатральный…

— Я не могу сказать, что я — совсем нетеатральный человек: у меня есть режиссерское образование, я режиссер любительского театра. С этого мое образование и начиналось, потом был Алтайский институт культуры.

— Тем не менее опыта руководства профессиональным театром у вас не было. Для вас предложение возглавить театр «Старый дом» было неожиданным?

— Я работала на руководящих должностях в сфере культуры, но опыта руководства профессиональным театром, вы правы, у меня не было. И предложение действительно было для меня полной неожиданностью. Я сомневалась, стоит ли мне его принимать. Вокруг театра на самом деле за последние годы сложилась очень нездоровая атмосфера, было много негатива, и люди, знающие ситуацию, меня отговаривали: мол, это очень конфликтный коллектив. Но отступать — не в моем характере. Я согласилась. Не могу сказать, что я сразу подразумевала совершить какую-то революцию. Нет, сначала предполагала вникнуть в дело и на месте уже вырабатывать какой-то план.

— Вы же наверняка, прежде чем принять предложение, посмотрели спектакли театра?

— Театр я знала, конечно: видела спектакли, была знакома с артистами. После того как мне было сделано это предложение, я, как говорится, инкогнито посмотрела несколько спектаклей и после этого согласилась.

— С чего вам пришлось начинать? Какую ситуацию вы застали в театре, как отреагировала труппа?

— Конечно, артисты отнеслись очень настороженно. Они к тому моменту очень устали от всех перемен, от смены руководства. Они хотели простой стабильности — это же очень важно для людей вне зависимости от сферы деятельности — культура это или производство. Было такое впечатление, что они уже ничему и никому не верят: никаким обещаниям, никаким посулам. Как говорится, кончился ресурс доверия и надежды. Им столько раз обещали золотые горы и небо в алмазах, что они устали верить. Они боялись, что от перемен будет еще хуже. Так что в этом плане было непросто вернуть им надежду.

Главной задачей было четкое планирование работы, чтобы в театре почувствовали уверенность в будущем. Возможно, в первый сезон нам удалось далеко не все. На пост главрежа был назначен Сергей Каргин. Надеялись, что после стольких лет хаоса театр обретет творческого руководителя. В афише появилось пять спектаклей в его постановке, и это было, как стало вскоре понятно, не совсем верное решение. Ну что ж, горький опыт — тоже опыт. И в этом сезоне мы решили работать без главного режиссера.

— Это решение было принято по обоюдному согласию с Сереем Каргиным?

— К концу сезона мы действительно пришли к пониманию, что у него не сложилась работа в театре. Да, возможно, с другой труппой, с другим репертуаром результат был бы другим, но в нашем случае — увы. По обоюдному согласию мы расстались. Вы же понимаете, что от главного режиссера требуется очень многое: он должен быть лидером труппы, понимать артистов, уметь их зажечь, должна быть духовная связь. Он должен следить за состоянием старых спектаклей, поддерживать их форму. Не говоря о том, что сам как творец должен быть состоятельным. Конечно, такого человека найти невероятно трудно. Есть много талантливых молодых режиссеров, которые не хотят брать на себя такую ответственность. И следующий сезон мы спланировали совершенно по-другому — как череду постановок известных зарубежных режиссеров. Очевидно, что это правильно — труппа, работая в течение сезона с совершенно разными по стилю и творческим подходам мастерами, разыгралась, раскачалась, стала гораздо свободнее. У нас уже поставили спектакли два режиссера из Грузии — Андро Енукидзе и Автандил Варсимашвили, Александр Нордштрем из Швеции, сейчас готовится спектакль «Чувства» в постановке литовца Линаса Зайкаускаса, а в конце мая прилетит Кшиштоф Занусси — пока поближе познакомиться с труппой, а его спектакль мы надеемся выпустить в начале следующего сезона.

— Этот международный проект — приглашение зарубежных режиссеров — очевидно, потребовал дополнительных средств. Откуда они взялись?

— Если вы заметили, у нас весь этот сезон в зале практически нет свободных мест. Зрители вернулись в театр. Более того, в театр пришел зритель более, я бы сказала, респектабельный, интеллигентный, более требовательный. У нас вышли «Касатка» Алексея Толстого, «Трактирщица» Карло Гольдони — кассовые комедии, но в то же время спектакли, за которые нам нестыдно. Мы пытаемся свою публику переориентировать, настроить на более серьезный лад. Думаю, нам это удается. Мы выпустили спектакль «Тереза Ракен» по одноименному роману Эмиля Золя. Отзывы о новой постановке очень хорошие. Получилась сложная работа в психологическом плане, но на нее идут. Думаю, мы переломили одностороннее восприятие театра «Старый дом» исключительно как развлекательного. Сейчас идут репетиции спектакля «Чувства» по мотивам произведений Антона Чехова. Это необычный для нашего театра выбор и в ролевом, и в литературном плане. Вместе с тем проза Чехова в театральных версиях сегодня очень популярна и среди постановщиков, и среди зрителей. Другими словами, мы стараемся предложить новосибирской публике новые, уникальные и по литературе, и по форме спектакли. Как результат — большие сборы. Так вот и эти средства идут на гонорары режиссерам. Думаю, это правильная экономическая политика. К тому же у нас кое-что поменялось в службе распространения билетов.

— В начале сезона речь шла о том, что Линас Зайкаускас может возглавить творческое руководство театром. Эти планы в силе?

— Сейчас он руководит международными проектами и ставит спектакль «Чувства». Думаю, до премьеры нет смысла говорить об этом, хотя, конечно, я надеюсь, что постановка будет успешной. Как руководитель международных проектов он принес театру огромную пользу: приглашение Кшиштофа Занусси состоялось благодаря ему. Режиссеры хорошо знакомы, и когда Линас сделал Кшиштофу такое предложение, Занусси не смог отказаться. Он выбрал пьесу Отто Эскина «Дуэт» об отношениях двух великих актрис Элеоноры Дузе и Сары Бернар. Уже назначены актрисы на эти роли — Халида Иванова и Вера Сергеева. Осенью театр отправляется на гастроли и на фестивали на Украину и в Польшу со спектаклем «Чувства», и пока мы будем гастролировать, Иванова и Сергеева будут репетировать с Занусси.

— Можно уже что-то сказать о том, каким будет ваш следующий сезон?

— Что касается постановщиков, могу сказать, что получено принципиальное согласие двух хороших режиссеров — Михаила Бычкова и Сергея Федотова. Оба они очень известны, оба постоянно присутствуют в афише «Золотой маски». Мы планируем продолжать сотрудничество с зарубежными постановщиками и думаем выпускать по одному-два совместных проекта в год. В этом ряду интересным проектом станет спектакль для семейного просмотра египетского режиссера Ханы Метвали с предварительным названием «Цирюльник из Багдада» по «Тысяче и одной ночи». А если говорить еще об одном значимом событии предстоящего сезона — это, конечно, 75-летний юбилей театра. Планируется большое праздничное мероприятие с приглашением известных театральных деятелей, знакомых со «Старым домом» не понаслышке. Безусловно, история нашего театра уникальна: основанный в 1930-е годы как передвижной коллектив, он один из немногих в Сибири сохранился и получил стационарную сцену. Кстати, в связи с нашей активной гастрольной деятельностью «Старый дом» попал в Книгу рекордов Новосибирска как «Самый гастролирующий театр». Вообще, планы на сезон большие, но пока непонятно, насколько полно мы их реализуем в связи с реконструкцией.

— Про реконструкцию первый раз слышу…

— Подписан договор реконструкции нашего театра за счет инвестора. Осенью мы планируем запустить этот проект. Сейчас полным ходом идут разработка архитектурного проекта, уточнение деталей и прочая техническая работа. Но уже понятны масштабы. Допустим, театр в результате этой реконструкции увеличит свои площади в пять раз. На территории, принадлежащей театру, мы получим все подсобные помещения, мастерские, склад декораций, гримерки. А самое главное — новый зрительный зал на 320 мест. Нынешний зал станет малой, экспериментальной сценой. В результате через два с половиной года (по крайней мере такие сроки стоят в договоре) мы получим очень современный театр, оборудованный по последнему слову техники. Главное условие, которое мы поставили инвестору (компании «Стройгеология»), — стройка не должна помешать театральному процессу: спектакли должны идти, зритель должен приходить в театр.

Если вы хотите настоящие красоты природы то советуем посетить горный Алтай, пейзажи горного Алтая просто завараживают своей волшебной красотой. Но не у всех есть возможность посетить это чудесное место, тогда можно приобрести картину пейзажа в интернет-магазине. Повешав эту картину дома, она будет единением с природой, любоваться ею можно вечно!


The article mentions: