Premier

23.04.2022
Сцены из супружеской жизни

Сцены из супружеской жизни

 

26.03.2022
Кто разбудил Дракона?

Кто разбудил Дракона?

 

26.03.2022
Горизонт событий

Горизонт событий

 

27.03.2022
176

176

 

27.03.2022
Can trust

Can trust

 

TODAY IN THEATER

27 January, Thursday

Sociopath / Hamlet

more details>

Чистые ручки убийцы

29 october 2018
Элина Газыева Место встречи. Сибирь

«Господа Головлёвы» – классика отечественной литературы. С персонажами этого романа многие познакомились ещё в школьных стенах, а я, прочитав практически всё, что попадало под категорию «школьная программа», почему-то обошла произведение стороной. Поэтому сидя перед сценой «Старого дома» я представляла себе только белый лист, на который сейчас нанесёт свои штрихи не просто моё восприятие, а оно же, но пропущенное через призму видения режиссёра Сергея Федотова.

 

Антураж классической русской усадьбы XIX века. Иконостас, резная мебель, фамильные портреты. В этой обстановке прошли свои жизненные пути от рождения и до смерти герои спектакля. Режиссёр не интерпретировал сюжет под современность, не увлёкся авторским прочтением – перед нами классика и театр чистого вида.

 

На деревянный стол внушительных размеров падает тонкая полоска яркого и слепящего жёлтого цвета. Это утро. Вдруг постепенно бросающаяся в глаза желтизна тускнеет, происходят световые метаморфозы – и иконостас с буфетом заливаются приятным глазу дневным светом. Задумывались ли вы о таких мелочах? Утренний свет, пробирающийся в щель между не до конца задвинутыми шторами, – это в точности то, что удалось воплотить на сцене художникам по свету. В этих фактурных лучах солнца на сцене появился герой, который шлейфом принёс с собой образ страха, который витал в зале до конца спектакля.

 

Сцена из спектакля "Головлевы"

 

Иудушка (Анатолий Григорьев) обольстительно и льстиво вёл разговоры со всеми членами своей семьи, походил в этом на злого мультипликационного персонажа или на притаившегося хищника. Скрывая личину бессердечия, корысти и истинного зла под лживой маской добродетели, Иудушка прямо или косвенно, но так ни разу и не испачкавшись в крови, губит всех своих родственников. Для того, чтобы заострить момент на содеянном главным персонажем, режиссёр выводит на сцену второй план героев – погубленные Иудушкой на глазах зрителя «утаскивались» в крохотную комнатку, из которой потом перемещались в белых одеяниях на всеобщее обозрение. Это как совесть Иудушки, которая существовала отдельно от него. Двуличие, переплетённое со лживо-приятной интонацией, гораздо страшнее, чем прямые и не скрываемые героем намерения. На этой грани тяжело находиться – немного переиграл, и уже не так пугает. Реплики и посыл Иудушки одновременно вызывали смех и беспокойство. Особенно яркой стала финальная сцена первого действия – Иудушка во мраке усаживается за стол и всем обличием напоминает дьявола.

 

Сцена из спектакля "Головлевы"

 

Первым адресатом льстивой лжи кровопийца Иудушки становится мать Арина Петровна – эффектная и властная героиня, точно показанная актрисой Верой Сергеевой. От сатанинских поступков кровопийцы не спасаются так же и братья Степан (Леонид Иванов) и Павел (Тимофей Мамлин). Выживая родных из имения, Иудушка доводит до испепеляющего крика брата Павла на смертном одре, отбирает у матери её тарантас, скупится копейки на помощь сыну (Виталия Саянок). Не жалеет, лицемерит, обдирает, губит и … крестится. Как завершение образа – набожность Иудушки играет основополагающую роль в прозвище и усиливает неоднозначность, и вместе с тем, мощность и эффектность характеристик предателя дома Головлёвых.

 

Дрожь на теле была умело вызвана музыкой, как в хоррор-фильмах. И без того неприятный момент подчёркивался несколькими волнующими нотами, которые вызывают всем знакомое ощущение в животе. Отвернулись от кровопийца все лица, глядевшие на происходящее со стен усадьбы, – сильнейшим порывом воздуха и громкой гробовой мелодией в раз портреты разворачиваются к стене. Это верный знак, предсказывающий судьбу обречённого на одиночество Иудушки.

 

И вот он сидит за столом, пронизывая взглядом зрителей. А вокруг него – близкие, если их можно так назвать, стоят как на семейном фото. Только в действительности на семью это не очень похоже…

 

Фото: Вадим Балакин


The article mentions:


perfomances: