Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

24 December, Tuesday

more details>

«Дом» премьер

18 march 2013
Ирина Тимофеева Ведомости

В жизни «Старого дома» происходит много событий, которым не подберёшь эпитет «старый». Недавно театр отметил одно из самых интригующих событий сезона — премьеру «Ксении Петербургской», и представил в Москве в программе «Новая пьеса» «Золотой маски» спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?». А на очереди уже новая премьера — и тоже из области актуальной драматургии.

Путь к святой

«Как сказано в первом послании святого апостола Павла к Коринфянам, “любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит”. Звучит красиво и понятно, но попробуй, перенеси это в жизнь! Вот мы в нашем спектакле и пытаемся понять, каково это, — так размышляет о своей дебютной работе в “Старом доме”, спектакле “Ксения Петербургская”, режиссёр Тимур Насиров. — Несмотря на название пьесы, в ней нет религии, православия. Речь идёт о любви и нелюбви. Об истинной любви, которая помогает обрести гармонию, и мелких эгоистических страстишках, так часто принимаемых нами за любовь».

Пьесу о святой Ксении, единственной блаженной, которая была канонизирована церковью, написал тольяттинский драматург Вадим Леванов. В его творческой копилке более тридцати пьес, рассказов, эссе и киносценариев, к слову, и нашумевшего сериала «Школа». Спектакли по пьесам Леванова ставились в разных театрах России, Франции, Германии и Литвы. «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» при жизни автора обретала театральную прописку лишь дважды, однако над этим драматургическим произведением работал и Валерий Фокин в Александ­ринском театре. В Новосибирске за историю о святой Ксении взялся Тимур Насиров, выпускник Санкт-Петербург­ской государственной академии театрального искусства, который не так давно стал штатным режиссёром театра «Старый дом». Новосибирским театралам его художественный почерк уже известен: в 2012 году на малой сцене «Глобуса» вышла его «Почти смешная история» по сценарию Эмиля Брагинского.

Новая театральная работа Тимура Насирова имеет необычный жанр пьесы в клеймах. В живописи клейма — это небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, расположенные на иконе вокруг центрального изображения. Обычно они содержат избранные моменты жития изображаемого святого. Роли заглавной героини в новосибирском театре исполняют сразу три актрисы: Лариса Решетько, Светлана Марченко и Яна Балутина. Каждая из них пытается пройти путь Ксении: от страстей человеческих и земной любви к одному человеку до всеохватной любви к миру.

 

Не рассказчик — исследователь

Представив зрителям премьеру «Ксении Петербургской», театр «Старый дом» отправился в Москву, захватив с собой ещё один свежий спектакль из соб­ственного репертуара. «Ручейник, или Куда делся Андрей?» новосибирцев был представлен в программе «Новая пьеса» фестиваля «Золотая маска». Кстати, режиссёр спектакля Семён Алексан­д­ровский накануне московского показа «Ручейника» был отмечен театральной премией «Прорыв» за театральную работу «Shoot/Get Treasure/Repeat» Марка Равенхилла.

Спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» «Старого дома» в Москве прошёл дважды, при аншлагах. После показов состоялись обсуждения спектакля со зрителями. В диалог с режиссёрами и актёрами вступила как обычная публика, так и известные театральные критики: Кристина Матвиенко, Алексей Киселёв, Николай Берман и другие. «Пьеса “Ручейник” написана в 2004 го­ду, она из разряда “нежных” пьес тольяттинца Вячеслава Дурненкова, который путём сложных рефлексий разбирается с простым сыновним чувством молодого человека, ищущего опоры в жизни, — рассказывает театральный критик Кристина Матвиенко. — Журналист Андрей приезжает в деревню Агафоново, чтобы написать про местного “святого” — сбитого во время войны лётчика Илью Сергеевича. В спектакле Семёна Александ­ровского молодые артисты новосибирского “Старого дома” присваивают себе текст Дурненкова как поэзию или как дневник, а не как пьесу, в которой есть характеры и роли. И это — вместе с видеопроекциями Натальи Наумовой — создаёт ощущение сугубо личного, бесхитростного и откровенного признания. О себе, своём сомнении, своём отце». А театральный критик Анна Банасюкевич отмечает, что спектакль Семёна Александровского — это попытка изложить историю с помощью нетрадиционных театральных средств: «Театр становится не рассказчиком, а исследователем, а повествование превращается в поток жизни, из которой только можно выхватывать фрагменты, и совсем не­обя­зательно, что то, что попалось раньше, в реальности тоже произошло раньше, чем последующее. Спектакль рассчитан на клиповое сознание современного человека, на мгновенное считывание информации на разных уровнях».

 

Лабораторная работа

А на подходе — ещё одна премьера. 15 и 16 марта в «Старом доме» зрители увидят новый спектакль — «Бiр, екi, уш» (Беруши) по одноимённой пьесе московского журналиста, писателя и драматурга Олжаса Жанайдарова. Постановка родилась из лабораторного опыта — мастерской современной пьесы и режиссуры «Актуальный театр», которая прошла в ноябре. В ходе театральной лаборатории артистами под руководством приглашённых режиссёров из Красноярска и Москвы было создано три эскиза по современным российским пьесам Жанайдарова, Пулинович и Бугадзе. Зрители сами решили, какой эскиз из трёх стоит доработать до полноценного спектакля: работа москвича Артёма Терёхина, выпуск­ника Российской академии театрального искусства, по пьесе «Бiр, екi, уш» стала безусловным лидером закрытого голосования, две трети зрителей проголосовало за этот эскиз.

Выбранная пьеса в 2011 году удостоилась первой премии Международного конкурса драматургов «Евразия» в номинации «Пьеса на свободную тему» и Гран-при Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» в номинации «Пьеса». Она раскрывает историю взаимоотношений двух братьев, которые в погоне за мнимыми ценностями большого города покинули родину. Теперь учитель Жолан и строитель Кайрат живут в однокомнатной квартире в атмосфере взаимной ненависти, и один из них разрабатывает хладнокровный план по устранению препятствий на пути к своему счастью... Премьера в «Старом доме» — это первая сценическая версия произведения автора на российской сцене.


The article mentions:


perfomances: