Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Фестиваль актуального театра «Гравитация» начался с «Шинели»
07 november 2025Юрий Татаренко Навигатор
31 октября и 1 ноября прошли показы спектакля "Шинель" московского театра "Место". Смелая интерпретация гоголевской повести в режиссуре Антона Федорова открыла программу фестиваля "Гравитация".
В "Старом доме" похоронили Гоголя – такой вывод напрашивается сам собой. Мечтать о шинели вредно. Это приводит к летальному исходу. Доказано Башмачкиным А.А.
Краткое содержание "Шинели" всем известно со школьной скамьи. Но ставить, как написано, современный театр не любит. И режиссер Федоров решился на авторское высказывание – новаторское и беспощадное. На сцене четверка актеров представляет с десяток персонажей: хозяйку квартиры, Акакия и его соседа, уборщицу и чиновника в департаменте, портного Петровича, городового... Перед нами – компания упырей, гоголевская коллекция обитателей преисподни. Как ни странно, часть из них неплохо знакома с русским матом. И спектакль производит жуткое впечатление – в хорошем смысле этого выражения.
Инфернальность быта и шинель на вырост – с таким диагнозом долго не протянешь. Вот и спектакль москвичей – не длинный, чуть более полутора часов. Башмачкин у режиссера Антона Федорова и актера Сергея Шайдакова – писклявый инфантил без возраста и денег, готовый щегольнуть знанием итальянского.
Театральный оксюморон, сочетание несочетаемых предметов, поступков и речевых оборотов – визитная карточка Федорова. И "маленький человек" Башмачкин в режиссерских глазах вырос в гиганта: длинноногий Акакий ест, спит и выводит закорючки, не снимая ходулей. После ограбления Башмачкина не мир рушится, а главный герой падает замертво, не забыв предьявить публике портретное сходство с великим затейником Николаем Васильевичем. Цветы к телу прилагались – с пожеланием в гробу не ворочаться.
Вербальных приветов Гоголю в этой "Шинели" – хоть отбавляй. "А поворотись-ка... спинкой!" – говорит портной-кентавр с мужским достоинством конского размера. "Поднимите мне в кои-то веки перчатки," – требует чинуша. "Ад... елаида, душа моя," – обращается рисковый парень не к колоде карт.
Другая отсебятина не менее выразительна: "Пошел отсюда, паскуда цел", "Бери шинель. Иди домой", "Мойка – помойка, Фонтанка – поганка". Каждый вечер Башмачкин слышит от соседа крылатое выражение питерских коммуналок: "Ну, все - ...здец тебе!"
Обретение Акакием огромной черной тряпки – разумеется, это инициация. И примерка черного савана. Рейв-вечеринка в честь обновки - с непомерными возлияними ( в Питере - пить, и только, до конца) оборачивается фразой приятеля-сослуживца: "Шинель сымай, ...уй ...баный!" Публика в шоке сразу, а для туповатого и окосевшего Акакия эти 4 слова пришлось повторить с десяток раз.
Похороны Гоголя удались – во славу актуального театра. Режиссер Федоров привычно безжалостен к слову "классический", в кавычках и без. На этот раз режиссер, мастер гротеска, открывает нам Гоголя-хулигана. И делает это изобретательно, но деликатно. Снимая цилиндр с Гоголя недрогнувшей рукой. И предлагает публике прозреть. И расслышать иронию в тексте и вокруг. А зрители "Старого дома" рукоплескали первым участникам "Гравитации" 10 минут – такое автор этих строк наблюдал впервые. И наблюдал со смешанными чувствами.
– Подворотня рядом с тобой, она всегда ближе, чем кажется. Мир Гоголя удивителен, туда постоянно хочется возвращаться. Впервые я познакомился с
Гоголем при температатуре 40, прочел "Вечера на хуторе близ Диканьки". Когда учился в Москве, поставил "Ревизора" за 24 дня. "Шинель" прошлой осенью
репетировал чуть дольше. Сначала была написана инсценировка, далее она начала обрастать разными придумками, – признался Антон Федоров на обсуждении спектакля.
Почему же Башмачкин бессмертен? Это и есть одна из великих тайн русской души. На встрече с публикой критик Оксана Ефременко отметила:
– Спектакли Федорова – это "театр по краям", это всегда эксперимент, вызов, всегда маргинальное пространство. Режиссер хочет рассказать про страшное смешным языком.
Преподаватель НГТИ Андрей Бутрин сделал заключение: "Режиссеры Погребничко и Федоров словно в сговоре со своими артистами. И это очень органичное взаимодействие".
Фото Евгении Савиной