Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

21 November, Thursday

Double game

more details>

Галина Пьянова: «Если артист плачет на репетиции, значит, он счастлив»

13 october 2014
Маргарита Логинова Тайга.инфо
Основатель театра «АРТиШОК» Галина Пьянова, назначенная главным режиссером «Старого дома», рассказала Тайге.инфо, почему она не любит играть сумасшествие на сцене, должен ли актер чувствовать ответственность за зал, чем Новосибирск напоминает Казахстан и когда режиссеру нужно прощаться с профессией.
Тайга.инфо: Знаете, ваш первый спектакль в «Старом доме» «В поисках радости. Век XXI» мне не понравился: там все поют и заставляют петь зал. Когда на пресс-конференции в начале сезона вы сказали, что так и было задумано, стало хотя бы понятно, почему он такой.
 
— Спектакли, как и люди, не должны всем нравиться1. Это же не сверхзадача, моя или ваша, — всем нравиться. Спектакли рассчитаны на разную целевую аудиторию, говоря профессионально.1 Кроме того, «В поисках радости» был лабораторией1. Театр поставил передо мной задачу немного облегчить ребят в актёрстве. Я не знаю, от чего зависит эта легкость, может быть, от ментальности или от региона, недаром говорят про южных и северных людей. Я стою в той точке, что театр — это игра, для нее может быть любой повод. Артист — это суть игры. И нужно было чуть-чуть вернуть артиста в Новосибирске в состояние легкости, вынуть его из глубокой задумчивости1. Мы собирались каждый день и искренне отвечали себе на вопрос «Что такое радость?» А потом стали отталкиваться от песни. Я просто предложила: «Давайте не я вам буду говорить, что петь, а вы сами подумаете. Не стесняйтесь себя, не изображайте никакой глубины, а честно, на импульсе, себе скажите, что вы любите вот эту песню, и вам не стыдно». Такая завалинка, никакой претензии. И из этой лаборатории рождался спектакль.
 
Новосибирск меняет отношение к жизни, недаром сюда раньше ссылали. Это место, заставляющее держать спину, не жалеть себя
 
Тайга.инфо: Нет, понятно, что, если спектакль не нравится, это не значит, что он плохой, — мы просто с ним не пересеклись. Если говорить о целевой аудитории, то вы свою хорошо представляете?
 
— Мне бы хотелось, чтобы в зале были разные люди. Время заставляет меня говорить «целевая аудитория», если я режиссер.1 Хотя я очень мечтаю оказаться во времени, когда жили Станиславский, Немирович-Данченко, Чехов1, замедлиться и позволить себе не думать категориями бизнеса, особенно в творчестве, позволить себе быть в процессе, иногда сложном, крикливом, конфликтном, но всё равно приятном. Бог Дионис — страшный бог, но не Зевс всё-таки, и театр — это легкая фактура. И зритель должен быть разный. Но в случае со спектаклем «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» я первая скажу: «Не приводите несформировавшуюся личность». Это цензура. Может быть, вы в 40 лет еще не сформировавшаяся личность, тогда не приходите. Я, конечно, несу ответственность за посылы в зал — что мы говорим и как это прочтется.
 
Тайга.инфо: Но вы же вполне правильные смыслы собираетесь транслировать: давайте остановимся, не будем доходить в гонке до последней черты, давайте любить друг друга. Это полезно знать и сформировавшимся личностям.
 
— Возможно, мы их запутаем. Я ради благих целей покажу, как девушка почти сознательно убивает своего еще не родившегося ребенка. А кто-то решит, что это ради смеха показано.
 
Тайга.инфо: Став главным режиссером «Старого дома», вы переехали в Новосибирск. Как вы себя здесь чувствуете?
 
— Новосибирск учит взрослости, это я про себя лично говорю. Новосибирск меняет отношение к жизни, недаром сюда раньше ссылали. С другой стороны, я из одной ссылки в другую перебралась — в Казахстан тоже ссылали.1 Это место, заставляющее держать спину, не жалеть себя. Здесь объективно вокруг такая среда, что нужно быть сконцентрированным. Даже с погодой это связано. Вот смотрите, я никогда не ходила в шапке зимой. А теперь обстоятельства заставляют меня надеть шапку, иначе я вылечу из седла. Я говорю примитивно, но регион тоже влияет на нас. В Новосибирск я поехала очень сознательно, я окунаю себя в жизнь.1
 
Тайга.инфо: Когда вас приглашали на телевидение, ведущий пошутил — мол, приди в театр и умри в нем. Вы ему ответили: «Приди в театр и будь в нем счастлив!» Вы действительно хотите сделать всех здесь счастливыми?
 
— Так начать же с себя надо, чтобы делать людей счастливыми! Я говорила это в контексте того, какие концептуальные изменения грядут с появлением меня в качестве главного режиссера. Я не люблю, когда театр становится бытом, вообще быт ненавижу. Алма-Ата — более легкий город, и когда тебе так легко, ты впадаешь в гламур в пятнадцатой степени, это уже не лоск, а извращение. А здесь меньше и этого лоска, и быта, с которым я очень плохо существую. Нет, я умею покупать хлеб, я варю суп, у меня есть дети и проблемы с врачами и детскими садами — всё это есть. Но сам по себе конвейер, когда ты каждый день должен делать одно и то же, повергает меня в ступор. Еще ужаснее, когда это происходит в театре, когда он становится рутиной. 
 
Надо всегда помнить, как ты в 15, или когда тебя стукнуло, сказал себе, что хочешь быть актером, а потом пошел по этому пути
 
Я обостренно отношусь к скучающим артистам и к скучающей себе в театре, неважно, в качестве зрителя я сижу или в качестве режиссера или чьего-либо партнера. Когда для тебя накладывать грим становится таким же актом, как вынести ведро, надо прощаться с профессией. Надо всегда помнить, как ты в 15 лет, или когда тебя стукнуло, сказал себе, что хочешь быть актрисой или актером, а потом пошел по этому пути. Вот в каком контексте я говорила «Приди и будь счастлив»1. Если артист плачет на репетиции, значит, он в этот момент счастлив, его душа работает1, мы затем сюда и приходим. 
 
Тайга.инфо: То, что вы говорите про артиста, быт и скуку, оно и к зрителю, по-моему, вполне относится.
 
— За зрителя в зале ответственна труппа. Я никогда не обвиню зрителя, я так научилась и ненавижу, когда кто-то жалуется, что их не вызвали на поклон: «Ой, ну сегодня такой зритель был...» Я спрашиваю: «А что ты сделал, чтобы зритель поменялся?» Как ты, наделенный правом выходить на сцену, особенно если тебе дан талант, как ты можешь обвинять зрителя? Если я действительно хочу, чтобы вы со мной запели, как во «В поисках радости», я сделаю для этого всё.
 
Тайга.инфо: Вы с самого начала говорили, что будете делать вокруг «Старого дома» off-программу — перфомансы, встречи со зрителями — и уже провели пару мероприятий такого формата. Как впечатления от первых выходов за стены?
 
— Мне кажется, это очень хорошо, важно и необходимо делать именно в Новосибирске. У нас была встреча со зрителями в «Плинии Старшем», и я в таком удовольствии вышла с нее, потому что артисты говорили. Они не хотят говорить просто так, они хотят говорить только текстами, ведь они профессионалы. А остальное — это как бы ответственность режиссеров. Нет! Я уверена, что каждому есть, что сказать, но пока это как неналаженный аппарат. Просто не привыкли, что можно быть в контакте напрямую и иметь возможность слышать, что тебе говорят. Можно позволить себе быть некрасивым. Можно тут же вынести это в импровизацию. Это просто необходимо, потому что в этой профессии надо быть ответственным. Именно сейчас, время такое, невозможно промолчать. Поймите, артисту надо четко формулировать свою позицию. Уже нельзя играть Гамлета в решении Юрия Бутусова, самому от решения отстранившись. Вы как зритель будете нервничать, если артист вам будет врать или будет марионеткой. Артист должен достигать уровня социальности, который есть в зале.1
 
Именно сейчас, время такое, невозможно промолчать. Артисту надо четко формулировать свою позицию
 
Тайга.инфо: Какие-то запрещенные для вас вещи в театре есть?
 
— Никогда не говори «никогда». Но есть какие-то законы. Вот сегодня я с актрисой говорила. Она превосходно репетирует, но одну сцену решила играть, будто она пьяная. Я говорю: «Всё классно, давайте еще раз, но только мотивируйте тем, что героиня не пьяная» — «Почему?» — «Потому что пьянством очень многое можно оправдать». В пьяном виде можно убить — и оправдать себя этим, а вот когда в трезвом состоянии человек это делает, но находясь в угаре или кураже1? Я не люблю играть сумасшествие на сцене. Мне нравится, когда всё происходит сознательно, когда человек ответственен за свой выбор. Поэтому я исключаю весь драматургический материал для инсценировки, в котором дело касается безумия. Интересно, как мы сознательно себя до этого всего доводим. 
 
У меня маленький сын, очень маленький, девять месяцев, и я наблюдаю момент взросления. Мне так интересно смотреть, и я так удивляюсь нам всем, потому что все дети рождаются очень-очень красивыми, очень хорошими людьми, не держат никакого зла. И вот я наблюдаю и думаю — что же с нами со всеми потом такое происходит, а? Зачем мы так делаем с собой и своими детьми? Мы загоняем их с младенчества, хотя можно было бы научить пинать листья в парке. Это экзистенция в чистом виде, на нее нет ответа. Но, может быть, мы в «Загнанных лошадях» сделаем так, что станем немного чище. Мне кажется, у нас у всех есть выбор в какой-то точке. Начинать пить или не начинать пить, убивать или не убивать? Но как научить своего ребенка делать этот выбор? Мы стали пустые какие-то, а как заполнять это, я не знаю.1 Пока меня интересуют такие темы. 
 
Тайга.инфо: Вы сторонник актерской импровизации, а импровизация у людей обычно ассоциируется с КВН. Как объяснить зрителю, в чем ее суть?
 
— В Новосибирске все мало верят в импровизацию, это для меня мощнейшее испытание. И в театре у меня пока нет времени давать такого количество мастер-классов, чтобы выводить это в часть профессии, а не в часть спонтанности, что дает ощущение КВН. Вы же джазового музыканта не назовете лабухом? И по идеалу это актерский джаз. Это возможность раскрыть свой, извините, творческий потенциал. Вот я всегда играла, к примеру, характерных героев, Ежиков или Зайчиков, а могу Офелию, Нину Заречную, да черт возьми, даже Гамлета могу. И импровизация дает шанс это проверить, раскрыть себя с помощью определенных профессиональных навыков1.
 
«Не надо разговоров, просто мой пол. Это не ты, это игра такая»
 
Тайга.инфо: Но как-то же можно коллег тренировать в импровизации.
 
— Мои коллеги пока не могут поверить, что нужно действовать, а не говорить. Я говорю им: «Просто мойте пол, действие вам всё даст»1. Он моет-моет, и начинаются рефлексы, вопросы, которые возможно решать только с помощью Достоевского. Я говорю: «Не надо разговоров, просто мой пол» — «А зачем я должен просто мыть пол? Почему именно я должен?» — «Это не ты, это игра такая. Ты мой пол, и внутри тебя будет ответ, кто ты. Ты увидишь картинку, она сейчас придет». Только при этом надо честно действовать. Я сейчас с таким топором хожу, агрессивно настроенная против многословия на сцене. Потому что артисту кажется, что, раз он остроумный, все смеются, значит, он клевый и еще будет словесно шутить. А я им говорю: «Ребят, это КВН». Я не хочу их в свою веру театральную обратить. Мне интересно, чтобы человек понял, что в профессии есть разные возможности. «Актер» же с латинского переводится как «действующий». Актор.

The article mentions:


perfomances: