И кто же тут «идиот»?
09 september 2019Ведомости Законодательного Собрания НСО
Свой новый 86-й сезон театр «Старый дом», уверенно занявший творческую нишу «нового осмысления старых текстов», начнёт с премьеры, которую ждут новосибирские театралы после «Социопата»: главный режиссёр Андрей Прикотенко выпустит в жизнь «Идиота». Да-да, того самого, об которого «запинались» Иван Пырьев, Владимир Бортко и Иван Охлобыстин, выпустивший свой «Даун Хаус», где князя Мышкина сыграл Фёдор Бондарчук. Но такое звёздное соседство Андрея Михайловича ничуть не смущает, потому что он опять переписал классический текст и перенёс героев в сегодняшние реалии, оставив Достоевскому лишь сюжет и туманные намёки на его родной контекст. Вообще, пресс-конференция, прошедшая в театре накануне открытия нового сезона, показала, что Андрею Прикотенко нравится «препарировать» хрестоматийных героев на предметном стекле своего творческого микроскопа, попутно выясняя их жизнеспособность в современной России.
— Алгоритм работы с текстом — тот же, что и в «Социопате», — ответил Андрей Прикотенко на настырные вопросы журналистов «а что нас ждёт?». — Но сюжетная история остаётся, как и главные герои. Это будет большой четырёхчасовой спектакль с одним антрактом. И это моя попытка взять темы, которые есть в романе Достоевского, и внимательно посмотреть на то, как эти темы живут сегодня. Попытка понять, насколько они актуальны, чтобы найти новое содержание для спектакля. Где сегодня все эти персонажи? Кто такой Мышкин? Кто такая Настасья Филипповна? Почему их дуэт существует в том мире, который описывается в романе? И могут ли они существовать сегодня? И что их чувства сегодня? Любовь? Навязчивая привязанность? Что за события в детстве связывают Мышкина и Аглаю? Мы все существуем рядом с романом. Просто сюжет найден уже в нашем времени.
Андрей Прикотенко рассказал, что они с актёрами очень долго изучали роман, и это был долгий путь — некоторым трудно было «продраться» сквозь многообразие языка Достоевского, поэтому знакомство ещё не закончено. Сюжеты Достоевского чрезвычайно драматургичны, поэтому и являются причиной разнообразных творческих экспериментов. Ходульный образ блаженного князя Мышкина уже настолько приелся режиссёрам, что его иногда представляют как «тихого извращенца» в стиле набоковского Гумберта Гумберта. Тут же разгорелся небольшой спор между творцом и журналистами, которые начали оперировать традиционными терминами, характеризующими Мышкина, — «не такой, как все», «очень добрый», «искренний», «без кожи», — спровоцировав Андрея Михайловича на небольшой экскурс в глубины человеческой психологии.
— Все эти характеристики — очень разные по своей сути, — сказал режиссёр. — И каждая из них может заставить человека совершать отличные друг от друга поступки. На мой взгляд, они ничего не имеют общего с нашим Мышкиным. Я не буду углубляться в характеристики героя, но скажу одно, что он будет вызывать у вас только симпатию. И иногда его поступки и реакции будут говорить о том, что он — единственно нормальный человек среди «идиотов».
Андрей Михайлович убеждён, что если говорить о главном сюжете «Идиота», то его можно поместить в одно предложение: «человек приехал из Швейцарии, но через несколько месяцев в абсолютно невменяемом состоянии уехал обратно — российская действительность довела его до сумасшествия». Что именно увидит зритель в конце сентября — интрига, но уже ясно, что Прикотенко опять «тесно» в стенах театрах — сценическое пространство его «Идиота» расширилось, как «нехорошая квартира» у Булгакова. И да, сценография опять съела часть зрительного зала, поэтому — бегите за билетами! Князя Мышкина играет Анатолий Григорьев, а Настасью Филипповну — студентка НГТИ Альбина Лозовая.
Кроме «Идиота», Андрей Михайлович хочет поставить ещё один спектакль — в прошлом сезоне он пропустил свою «постановочную» очередь и намерен наверстать. Это будет постановка по мотивам знаменитого фильма братьев Коэнов «Фарго», который лёг в основу одноимённого телесериала, повествующего о расследовании череды жёстоких убийств в небольшом местечке. Андрею Михайловичу вновь интересно заняться исследованием «замкнутой вселенной» небольшого городка, где каждый житель имеет второе дно и кучу скелетов в шкафу. «Назову спектакль Бьёрдск», — смеётся рижессёр.
Также в новом сезоне театр ждут премьеры спектакля Никиты Бетехтина по тексту Хайнера Мюллера «Цемент» и сценической интерпретации романа «Петровы в гриппе и вокруг него» режиссёра Дениса Азарова. А Галина Жданова, выпускница мастерской В. М. Фильштинского, поставит спектакль «Путешествие Нильса с дикими гусями». Ну а самым масштабным событием этой осени станет Первый международный фестиваль актуального театра «ХАОС», на котором будут представлены спектакли Константина Богомолова, Дмитрия Волкострелова, Всеволода Лисовского, Максима Диденко, Александра Артёмова и других известных режиссёров.
The article mentions:
Peoples:
perfomances: