Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

«Идиот» стал рекордсменом по номинациям

22 march 2021
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

НОВОСИБИРСКИЙ «Старый дом» дважды представил в Москве своего нашумевшего «Идиота». Спектакль главного режиссера театра Андрея Прикотенко стал рекордсменом «Золотой маски» по количеству номинаций и претендует на соискание одиннадцати наград в драматическом конкурсе главной театральной премии страны. Итоги состязания будут подведены в конце апреля, пока же в адрес команды щедро раздаются заслуженные комплименты: постановку причисляют к фаворитам конкурса, а труппу называют одной из лучших в стране.

 

Анастасия Пантелеева и Анатолий Григорьев в спектакле Андрея Прикотенко "ИДИОТ"

 

Поездка на «Золотую маску» стала первой для новосибирской труппы после долгого пандемического перерыва. Одни фестивали были перенесены, другие отменены, от нескольких пришлось волевым решением отказаться. К открытию конкурсной программы «Золотой маски» ограничения в культурно-массовом секторе были сняты, и «Идиот» по мотивам романа Достоевского получил возможность переместиться из снежной Сибири на главную улицу Москвы. Сценическая площадка Электротеатра Станиславский оказалась созвучна техническим требованиям спектакля, и именно в историческом здании на Тверской прошли два фестивальных показа, а также велась прямая интернет-трансляция: «Идиот» открыл онлайн-программу «Золотой маски», куда вошло четыре спектакля, отмеченных экспертами национальной театральной премии.

 

Фура с декорациями отправилась в столицу в первых числах марта. За два дня до старта в Москву прибыли технические специалисты «Старого дома», которым предстояло не только установить сложные декорации, но и выполнить монтаж инженерных систем: ведь чтобы художественные миры спектакля эффектно заработали, необходимо было осуществить целый комплекс гидроизоляционных и сантехнических работ.

 

Анатолий Григорьев и Альбина Лозовая в спектакле Андрея Прикотенко "ИДИОТ"

 

Накануне показов к пересадке спектакля на чужую почву присоединились создатели «Идиота» — режиссер Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили. Номинированные на премию соавторы «заряжали» актерскую команду, проводили последние репетиции и технические прогоны. Ответственность — колоссальная. Еще до начала конкурсного отсчета новосибирский театр вывели в фавориты «Золотой маски», билеты на четырехчасовой спектакль малой формы раскупили за считанные минуты. Всем, желающим увидеть «новосибирское чудо», мест не нашлось — и эта труднодоступность уже обросла слухами и легендами, однако в зале можно было увидеть группу поддержки — на показы пришли и представители правительства Новосибирской области, и коллеги по театральному цеху — критики, работавшие с труппой «Старого дома» режиссеры, актеры, художники. Да и цифры говорят сами за себя. Одиннадцать номинаций, из которых шесть актерских, — рекорд не только для нынешнего конкурса и регулярно выдвигаемого на соискание премии театрального Новосибирска, но и для самого «Старого дома».

 

Театр долго шел к тому, чтобы попасть в фокус внимания российской национальной премии. Штурмовал внеконкурсные программы (спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» вписался в проект «Новая пьеса», «Злачные пажити» и «Sociopath / Гамлет» стали участниками «Маски Плюс») и лонг-листы («Пер Гюнт», «Сиротливый запад», «Вишневый сад», «Перед заходом солнца», «Sociopath / Гамлет», «Злачные пажити», «Пыль», «Цемент»). В 2016 году был впервые номинирован  в драматическом конкурсе (спектакль «Элементарные частицы»). Два года назад впервые получил две «Золотые маски» в номинациях «Эксперимент» и «Лучшая работа художника по костюмам» за экспериментальную оперу «Снегурочка» и очевидно вновь намерен громко заявить о себе.

 

«Мы показывали спектакль «Идиот» на сцене Электротеатра Станиславский, — рассказывает продюсер спектакля Оксана Ефременко. —  Первый показ, как это всегда бывает, был самым сложным в связи с адаптацией сценографии к новому пространству. Мы регулировали места, рассадку, громкость, смотрели, как сценография, которая в Новосибирске занимает сцену в полном объеме, будет работать на большой сцене московского театра. Нужно было войти в замысел спектакля и предельно точно передать его в новом пространстве. Это было сложно и для технической группы, и для художественной команды, и для артистов, однако именно эта пристройка стала важной ступенью для того, чтобы потом сделать фантастически хороший и объемный второй показ. Мне кажется, он стал одним из лучших в истории спектакля «Идиот». У нас было очень много интересных гостей, которые оставляли свои позитивные отзывы. Одним из самых ценных для нас стало мнение Евгения Миронова. Мы все знаем, что артист играл заглавную роль в телевизионной экранизации романа Достоевского. Он живо реагировал на происходящее на сцене. И ему очень понравилось, как переписан и адаптирован текст, какие новые смыслы возникли в спектакле Андрея Прикотенко. Сейчас в СМИ выходит много больших критических отзывов. Четырехчасовой спектакль провоцирует профессиональных зрителей на лонгриды и масштабные исследования, а оценку жюри, которое присутствовало на втором показе, мы узнаем только 22 апреля».

 

Впрочем, потенциальное лауреатство не конечная цель, скорее, вишенка на торте. Театр растет и работает прежде всего на своего новосибирского зрителя. Результат этого тяжелого, сопряженного с весьма стесненными условиями обитания в здании мизерной квадратуры труда — востребованность как в родных стенах, так и далеко за пределами стационарной площадки. После фестивальных показов на «Золотой маске» спектакль «Идиот» и осеннюю премьеру («Петерс», также в постановке Андрея Прикотенко) хотят еще раз увидеть в столице, затем ждут на гастролях в Санкт-Петербурге и фестивалях в Пскове, Воронеже и Екатеринбурге. Не обойдут работы «Старого дома» и фестиваль «Ново-Сибирский транзит»: жюри главного форума Сибири, Урала и Дальнего Востока увидит «Идиота» 19 мая.

 

Фото: Фрол Подлесный


The article mentions:


Peoples:

perfomances: