Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Инъекция «ХАОСА»

23 october 2019
Марина Шабанова Ведомости Законодательного Собрания НСО

В самом разгаре Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» — показы пяти из его тринадцати спектаклей уже состоялись. Открылся фестиваль 19 октября премьерой самого театра — это «Идиот» в постановке главного режиссёра «Старого дома» Андрея Прикотенко. Вселенная спектакля с многочисленными отражениями и глубиной чёрной дыры (художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили) втягивает в себя и расширяется на глазах. Текст Достоевского переписан, препарирован и осовременен: этот Мышкин-Подмышкин уже никого не спасает, а главное — ждать того, кто придёт и спасёт, не стоит. Искать его, «этого четвёртого», нужно в себе, — об этом срединная, вторая часть метаспектакля «Чапаев и Пустота» московского театра «Практика», фестивальный показ состоялся 21 октября. Поставленный по роману Виктора Пелевина режиссёром Максимом Диденко с командой актёров Мастерской Дмитрия Брусникина в 2016 году, спектакль столь же загадачен, как и сам источник. Это и трансцендентальное путешествие между Азией и Европой — «Сад расходящихся Петек», где Восток живёт с оглядкой на идеалы прошлого, а Запад, напротив, стремится к идеальному будущему; и текучая атмосфера поисков «вечного кайфа» с ужасом узнавания истинного себя; и неизбежное погружение в «Условную Реку Абсолютной Любви». Так что психотерапевтический эффект от эстетски прекрасной инъекции «Пустоты» с её мощной энергетикой гарантирован.

 

Режиссёр Максим Диденко признаётся, что это его любимый роман Пелевина, но, поскольку «автор живёт в тумане неизвестности», лично он с ним не встречался, и все отношения они вели через агента писателя. Что такое сегодня актуальный театр? На этот вопрос режиссёр (кстати, ставивший в «Старом доме» спектакль «Я здесь»), отвечает уклончиво: «Мне кажется, что это строго индивидуальное ощущение актуальности: то, что актуально для одних, может не быть таковым для других, и я к этому спокойно отношусь».

 

— Я думаю, что вообще смысл не в том, чтобы отрицать старые формы, а в том, чтобы изобретать что-то новое. Можно еще реинкарнировать то, что существовало раньше. В общем, никакого рецепта современного театра нет. Эти границы очень условные. Как и границы между современным театром и искусством в целом. Пока то, что я делаю больше похоже на театр, но я стараюсь по возможности и эти границы размывать, — говорит Максим Диденко. 

 

«Практику» на фестивале представляет Борис Мездрич, директор театра, на этот «мостик» он вошёл год назад, по его собственным словам, после 3-летнего вынужденного «сидения на диване» и вакуума, последовавшего за судебным разбирательством по делу «Тангейзера» НГАТОиБ. Борис Михайлович назвал удачным название фестиваля — «ХАОС», вспомнил добрым словом фестиваль «Сиб-Альтера» Виктории Холодовой в «Старом доме» и пожелал нынешнему фестивалю продолжения в будущем.

 

22 октября на сцене «Старого дома» снова разгорались страсти по Достоевскому — питерский «Приют комедианта» привёз спектакль Константина Богомолова «Преступление и наказание». Минимум декораций, концертное исполнение, когда актёры произносят свои монологи почти без эмоций — с картинным появлением на сцене и выходом под набившие оскомину музыкальные хиты, но от происходящего невозможно оторваться. И, кажется, актёры «забыли» об уроках актёрского мастерства, психологизм с заламыванием рук отсутствует напрочь — всё рационально, по Богомолову. Но в этой естественности и простоте столько настоящего, что история звучит откровениями. В этом мире нет топориков и крови, разговор о том, что иным, «необычным людям» позволено, а нагловатому Раскольникову (Дмитрий Лысенков) просто не удалось реализовать, он всего лишь… убил старушку и не хочет в этом сознаться. Однако простоватый Коломбо, герой российских «разбитых фонарей» Порфирий Петрович (заслуженный артист РФ Александр Новиков) «поймает» его на слове, загипнотизирует как кролика и придавит к стенке…

 

Впереди ещё одна сценическая версия текста Достоевского. Спектакль «Униженные и оскорб­лённые» в постановке режиссёра Себастьяна Хартманна, отмеченный в этом году высшей театральной премией Германии, привозит Королевский драматический театр Дрездена. Хартманн ставит спектакли на лучших сценах Европы и известен своим ярким, экспрессивным и щедрым на метафоры театральным языком. Новосибирский зритель увидит спектакль на большой сцене «Глобуса» 28 октября. В тот же день  (15:00-18:00) состоится дискуссия «Актуальность и классика: трансформации восприятия».

 

Фестиваль не только показывает, но и много говорит со зрителем: обсуждения после спектаклей; встречи с театроведами — критиком Жанной Заславской, редактором журнала «Театр» и режиссёром Мариной Давыдовой, минским журналистом Еленой Мальчевской, театральным деятелем из Финляндии Хеленой Аутио-Мелони. Создан зрительский клуб, в фойе прямо в антракте вывешиваются зарисовки участников арт-резиденции. Спектакли проходят на четырёх площадках, в том числе в «Подземке» и «Евразии».

 

— Нам хотелось максимально вовлечь город Новосибирск в фестивальное движение, «ХАОС» в этом смысле нужно рассматривать как творческую энергию, своего рода взрыв, — говорит Оксана Ефременко, арт-директор фестиваля. — Для нас важно было, чтобы фестиваль стал создающей средой, поэтому мы объявили программу арт-резиденция, куда пригласили актёров, журналистов, художников, людей, работающих с компьютерными технологиями. Всего около сорока человек. И 27 октября, с 12:00 до 22:00, в «Меге» состоится показ собственного проекта «ХАОСа» — спектакль-променад наших студентов.

 

Родившийся в Год театра фестиваль «ХАОС» поддержан Министерством культуры РФ, СТД и региональным минкультом. По словам Ольги Ивановой, начальника отдела профессионального искусства минкультуры Новосибирской области, фестиваль вошёл в федеральную программу театральных проектов и реализуется в рамках региональной составляющей федерального проекта «Творческие люди» в нацпроекте «Культура».

 

Участники отмечают «порядок и отличную организацию» на фестивале — в частности, об этом на пресс-конференции говорил Хантер Гао Вэй, генеральный менеджер пекинской культурной организации КуаньЮ и продюсер пекинского Международного фестиваля комедии. За неделю до фестиваля «Старый дом» организовал шоукейс своих лучших спектаклей, которые могут быть интересны иностранной аудитории: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Я здесь», «Злачные пажити» и «Социопат». По словам Эрика Содерблома, худрука международного театра Финляндии в Эспо, спектакли такого уровня — отличные актёры, прекрасные режиссёры, использование мультимедийных средств — интересно увидеть. «Надо подумать, какими постановками мы сможем обмениваться между Россией и Финляндией, — говорит г-н Содерблом. — Важно показывать спектакли, это должно происходить на уровне театров, на уровне городов и культур. Потому что наилучший способ понять себя — это увидеть что-то другое».


The article mentions: