Premier

27.03.2025
Долгая счастливая жизнь

Долгая счастливая жизнь

 

31.05.2025
С неба упали три яблока

С неба упали три яблока

 

TODAY IN THEATER

12 March, Wednesday

more details>

Кем они были?

24 february 2025
Наталия Дмитриева Ведомости НСО

В театре «Старый дом» зрители в едином порыве встали во время пронзительного спектакля «Код 23»

 

 

Накануне Дня защитника Отечества в театре «Старый дом» прошла премьера мультижанрового спектакля «Код 23», где синтез музыки, поэтических текстов и документальных историй стал авторским высказыванием о Защитниках — людях, из века в век стоящих на охранных рубежах своей страны. В этом спектакле, созданном силами артистов театра, не было звонкого пафоса торжественных речей, а только душевный и искренний разговор о нашем коллективном бесстрашии и героизме — через документальные эпизоды времён Великой Отечественной войны и живые истории сотрудников театра «Старый дом», которые трепетно хранятся в семейных архивах. Кем они были — наши прабабушки и прадедушки, чья «юношеская инициация» пришлась на военное лихолетье?

 

 

— Код 23 — понятный для любого связиста тревожный знак, означающий разрыв связи, — рассказывает автор идеи и режиссёр проекта, актриса театра «Старый дом» Наталья Пьянова. — Что может спасти от разрыва связи между прошлым, настоящим и будущим, между всеми нами? Вечная универсальная сила, соединяющая всех и вся, сдвигающая горы и преодолевающая любые препятствия, — конечно, любовь! Любовь — как безусловное сострадание, принятие и осознание нашей личной взаимосвязи со всеми. Ради любви люди всегда шли на подвиги, не отделяя своё Отечество от семьи, защищая то, что для них бесценно. И сюжеты, составляющие этот спектакль, — прямое тому доказательство.

 

 

Сценарий к музыкальному проекту написал молодой артист Лев Молчанов, который достаточно дерзновенно заявил о себе в контексте драматургии, — в театре «Советский» уже идёт спектакль по его пьесе, и, судя по всему, останавливаться Лев не собирается. «Код 23» — это нелинейное повествование, где наши современники пытаются прожить и присвоить себе опыт предыдущих поколений, чтобы понять, кто двигает историю — люди или события? Мыслитель (Андрей Сенько) и Парень (Дмитрий Иванов) дискутируют на экзистенциальные темы из серии «человеческая душа в историческом разрезе», прокладывая свой путь через документальные истории, где герои вновь обретают живой голос. Вот кружат в тихом прощальном вальсе лётчик-ас Лидия Литвяк и её муж, командир эскадрильи Алексей Соломатин — их любовь родилась в небе 1943 года, в небо и ушла. Идёт по минному полю к своему возлюбленному санинструктор Анна Мишле, просит медсестричку о поцелуе безымянный солдатик в госпитале…

 

 

Люди говорят о том, как они жили в войну, любили, надеялись. В это документальное многоголосье особой нотой врываются истории из семейных архивов сотрудников «Старого дома» Вероника ШеманюкАлексея Ефимова и Тимофея Мамлина, который заставил зал тихо охнуть, достав из кармана пиджака реликвию — осколок снаряда. Им был ранен его дед-танкист, дошедший до Берлина, но вернувшийся домой только в 1947 году — батальону пришлось воевать и на японском фронте.

 

— Могу ли я называть себя защитником Отечества? — резюмирует Тимофей Мамлин. — Я, который не служил в армии, а автомат держал разве что на съёмках. Думаю, что да. Для хирурга его Отечество — это операционный стол, для учителя — школьный кабинет и доска, для меня — мой театр и сцена, куда я выхожу каждый вечер, чтобы помочь всем нам стать лучше.

 

 

У музыки в этом спектакле особая миссия — она связывает воедино время, события и зрителей, заставляя напрямую подключаться к коллективному полю нашей памяти. Известные песни в интерпретации артистов «Старого дома» и в сопровождении оркестра под управлением Антона Ниязова иногда производили на зал ошеломляюще действие — к примеру, заставляя зрителя в едином порыве встать во время спектакля. И в этом есть несомненный эффект коммеморативной практики, когда людям предлагается некий набор способов и воздействий, с помощью которых в обществе закрепляется, сохраняется и передаётся память о прошлом. Антропологи считают, что сегодня люди хотят подключаться к важным событиям прошлого не только при помощи вербальных описаний (давайте вспомним, как это было), а через публичные и коллективные действия (давайте покажем, как мы помним). И в контексте этой идеи «Код 23» звучит ещё сильнее и пронзительнее. Будем надеяться, что у этого проекта впереди ещё много лет сценической жизни.

 

СПРАВКА

Коммеморация — сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого, которая возникает из желания современных людей время от времени сливаться в едином порыве общности.
 
 
Фото Виктора ДМИТРИЕВА

The article mentions:


Peoples:

perfomances: