Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

18 December, Wednesday

more details>

Котлован. Строили будущее, а получилась могила

07 march 2024
Никита Бутов ANTRACT

Спектакль «Котлован» открыл фестиваль актуального театра «Гравитация». Премьера постановки состоялась в июне 2023 года. В основе лежит философская повесть Андрея Платонова о боли, безнадежности и сиротстве, царивших в первой пятилетке СССР.

Что такое Котлован и зачем его копали?

 

Повесть Андрея Платонова написана в 30-ые годы двадцатого века. То есть после гражданской войны в России, в период коллективизации. Эти исторические события и образуют «фундамент» произведения. На примере своих персонажей Платонов раскрывает все проблемы и трудности, с которыми сталкивается пролетариат того времени. Котлован — мир мужчин, в нем нет места ничему нежному. Да, безусловно, в спектакле встречаются два женских образа — это девочка и ее мама. Однако они всего лишь проекция на стене. К тому же мама девочки умирает и оставляет её сиротой.

Мама, а отчего ты умираешь — оттого, что буржуйка или от смерти?

В постановке присутствуют две сюжетные линии, которые предполагаются параллельными, но постоянно пересекаются. На примере введения в сценарий письма Платонова к своей жене, Марии, и к Максиму Горькому, режиссер перемещает реальную жизнь в рамки произведения. Переписку читают все персонажи повести. Это нужно для того, чтобы показать все грани душевного состояния автора во время создания произведения.

Котлован. Строили будущее, а получилась могила, изображение №1
 

Поиск истины

 

Произведение начинается с рабочего Вощева (арт. Тимофей Мамлин), которого увольняют с работы из-за того, что он не выполнил план. Почему же он его не выполнил? Он был занят «поиском истины».

У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве и меня сократили.

Вместо сцены зритель видит перед собой слой щебня и земли, настоящий котлован, который по ходу спектакля разрастается и в конце заполоняет собой все сценическое пространство. Рабочих рук катастрофически не хватает, Вощев попадает в команду состоящую всего лишь из пяти мастеровых: Чиклин (арт. Анатолий Григорьев) , Жачев (арт. Виталий Саянок), Прушевский (арт. Юрий Кораблин), Сафронов (арт. Евгений Варава) и Козлов (арт. Вадим Тихоненко).

 

Антон Фёдоров, режиссер, отходит от канона и наделяет каждого персонажа своим голосом и манерой речи. Ведь в своем произведении Платонов обезличивает всех рабочих — их реплики мало чем отличаются. Они шестеренки одной машины, которая работает над «светлым будущим», совсем не думая о настоящем. Постановка произведений Платонова на сцене — тяжелая задача, потому что автор пишет не обычным языком — зачастую он меняет привычный порядок слов в своих текстах, использует инверсию. Однако на сцене зритель этого не замечает.

 

Общепролетарский дом

 

Дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой. Он боялся воздвигать пустые здания — те, в каких люди живут лишь из-за непогоды.

На месте котлована планируют построить «общепролетарский дом», в нем должен жить местный пролетариат, который «выберется из малоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом». Герои верят в эти лозунги. Чтобы выделить важные мысли и призывы к действию режиссер использует ритм, периодически повторяющиеся и привлекающие внимание резкие звуки. Олицетворением «нового поколения» в постановке предстает девочка-сиротка, которую приводит в барак Чиклин. Достаточно иронично, что девочку играет не живой человек, а голограмма, призрачная проекция. Если девочка ненастоящая, несуществующая, то и идея о социализме, победе пролетариата — тоже. К концу произведения девочка умирает, а вместе с ней и «общепролетарский дом».

Дети — это время, созревающее в свежем теле.

 

Гроб и новые миры

Все персонажи помещены в замкнутое пространство, темные стены, пол из щебня. Деревянный барак, словно гроб, окружает рабочих. За ходом времени может уследить только руководитель бригады, Чиклин. У него над головой разворачивается целый космос, после каждого значимого события, будь то появление девочки, убийство кулаками товарищей, приход функционера Пашкина, над его головой зажигается один из светящихся шаров, планет. Чиклин, переживает гибель товарищей и смерть девочки-сиротки, которая стала ему как дочь. Приходит осознание того, что время и место, в котором он сейчас находится — это самое ужасное, что может только быть. Он потерял веру в светлое будущее.

Этот мир должен погаснуть, глаза закрыться, но чтобы были видны все другие миры.

После этих слов над головами зрителей разворачивается настоящее звездное небо. Полотно, в котором проделаны отверстия, поэтому свет падает так, что мы видим звезды и бескрайний космос. Зал погружается в темноту.

 

Для чего спектакль?

 

Платонов хочет показать реалии социализма, все ужасы индустриализации и лживость лозунгов. Антон Фёдоров ему в этом помогает, превращает постановку в смесь философии и абсурда, насмехается над смертью. Например, Вощев, который пытается подкинуть мертвого голубя и заставить его полететь. Инженер, который наконец-то находит свою возлюбленную, но она уже мертва, он ее все равно целует, повторяя одну и ту же фразу: «Та… Нет, не та… Та… Нет, не та…».

Может быть, легче выдумать смысл жизни в голове – ведь можно нечаянно догадаться о нем или коснуться его печально текущим чувством.

Автор и режиссер хотят сказать нам, что нужно думать о настоящем, не жить мечтами о беззаботном, светлом будущем. Иначе можно пропустить реальную жизнь.

 


The article mentions:


perfomances: