Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Креативное мифотворчество

24 july 2014
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

   Дополнили сценическое действо в жанре аллегорического путешествия по театральному небытию серия авторских инсталляций в фойе и церемония вручения премии «Театральный домовой», представившей к награде лучших из лучших на короткой дистанции очередного репертуарного забега. 

      Театр «Старый дом» относится к коллективам со столь сложносочиненной историей, что вправе отмечать день рождения едва ли не круглый год. Традиционно днем рождения театра, созданного под именем «передвижного колхозно-совхозного» и переименованного последовательно в «областной драматический» и «Старый дом», считается 20 октября 1933 года — именно в этот день был сыгран первый спектакль по пьесе В. М. Чуркина, «переработанной на местном материале», с нетипичным для времени названием «Прорыв в любви» (к репетициям артисты приступили 1 октября, административный же аппарат вышел на работу 15 октября). Впрочем, не менее важной датой в истории Новосибирского государственного драматического театра считается 5 мая 1933 года, когда вышло директивное письмо о необходимости создания в СССР передвижных театров — «Развернуть работу по организации передвижных совхозно-колхозных театров, добиваясь для них твердой материальной базы, привлекая к этому делу лучших драматургов, режиссеров, актеров и представителей заинтересованных хоз.-полит. организаций» — и Западно-Сибирское краевое управление зрелищных предприятий издало соответствующий приказ о начале работы нового коллектива. Или 15 марта 1934 года, когда увидело свет постановление Наркомпроса РСФСР «О развитии колхозно-совхозных театров», при том, что 23 колхозно-совхозных театра, в том числе и новосибирский, в стране уже работали. Знаковой точкой отсчета можно считать и 23 июля 1938 года. Эта дата вошла в историю «Старого дома» как день приглашения на пост художественного руководителя Анисима Рогачевского, прирожденного режиссера, одаренного художника и талантливого педагога, превратившего самодеятельную бродячую труппу в театр высокой театральной культуры — актерской и постановочной. Ведущими актерами передвижного театра, которым пришлось играть костюмного Гольдони, Достоевского, Мольера, Островского в школах, клубах, амбарах и даже чистом поле, стали студийцы Рогачевского, обучавшиеся в театральном кружке при клубе имени Петухова на улице Фабричной при ЦК Союза мукомольной промышленности и элеваторов Востока. 
      ВЕСЕЛЫЕ, дружные, способные и обожающие своего учителя — они заменили на «боевом посту» артистов первого состава, массово ушедших из «колхозно-совхозного театра» и сгинувших вместе с директором Степановым и режиссером Корольковым в мясорубке сталинских «чисток». 
      «Театральная история Новосибирска насчитывает немало интересных страниц. Одна из них — судьба нашего «Старого дома». Из передвижного актерского товарищества, из актерской студии это начинание выросло в известный драматический театр Сибири, получивший признание профессионального сообщества далеко за пределами своей страны, — рассказывает директор НГДТ «Старый дом» Антонида Гореявчева. — В жизни этого театра не было ни богемного шика, ни грандиозного размаха всесоюзной стройки, ни дерзновенности революционного порыва, ни мощнейшей прививки лучших столичных кадров, однако именно этот театр оказался целиком и полностью вписан в историю нашего города. Он создавался новосибирцами для новосибирцев как «театр первой необходимости», при этом ориентированный на спектакли высокого художественного уровня. Преодолевая все мыслимые и немыслимые преграды — смену политического курса, стершую одним декретом все нестационарные театры страны, сталинские репрессии, неустроенность быта, отсутствие подходящих помещений для спектаклей, нищету, распутицу и бездорожье — передвижная труппа несла искусство и дарила уникальную возможность приобщиться к мировой театральной культуре горожанам и жителям области. Получив официальный статус, пережив несколько смен актерских поколений, будущий «Старый дом» не переставал удивлять и радовать своего зрителя. В военные годы формировал актерские бригады, выступавшие на фронтах в перерывах между боями. В шестидесятые обращался к актуальным и острым пьесам современников и добился получения собственного стационарного здания. В восьмидесятых и девяностых активно экспериментировал и пережил серьезный, но естественный и необходимый для развивающегося творческого организма художественный кризис. Сегодня театр продолжает высоко держать творческую планку: ставит мировую классику и апробирует современную драматургию, аккумулирует лучшие театральные силы, реализует беспрецедентные международные проекты и, главное, по-прежнему воспитывает актера, «способного вести искреннюю беседу о проблемах жизни, выработавшего отточенную «микротехнику» исполнительства в условиях театра без рампы». 
      Исторические перипетии, а также неизменное творческое кредо, заключающееся в соединении «молодого азарта с мудростью старости, озорства и бесшабашности с особой атмосферой тепла и уюта, свойственной только старым, обжитым домам», легли в основу финальной премьеры года. Источником вдохновения послужили исторические материалы о театре, изложенные в книге журналиста Елены Климовой «Ремарки на полях истории», и воспоминания современников. Работу над спектаклем «80 лет. Начало» взяла на себя проверенная команда — режиссер Анна Зиновьева, художник Антон Болкунов и педагог по вокалу Ирэна Аравина. В тесном тандеме креативная группа «Старого дома» создала густонаселенный миф о маленьком, но гордом театре, который вопреки бедам и несчастьям, логике и здравому смыслу, идиотизму правительственных директив и бюрократическим завихрениям, социальному абсурду и экзистенциональному вакууму, войнам, чисткам, пустым обещаниям делает свое дело. Заразительно, талантливо, с полной самоотдачей и непоколебимой убежденностью в собственной художественной правоте. 
      «Мы много думали о том, как сделать юбилейный вечер не сиюминутным, а важным совместно выстроенным событием, — рассказывает постановщик юбилейного проекта Анна Зиновьева. — Что самое главное в 80 лет? Наверное, подвести итоги и обновиться, начать новую жизнь. А сделать это можно, только вспомнив, кто ты, откуда и где твои корни. Так и родилась идея создать на сцене театра эпос, главным героем которого является «Старый дом». Наш спектакль не театрализованная документальная хроника, а аллегорическая театральная игра, транслирующая диалог времени и коллектива в те или иные эпохи. Чем больше мы узнаем о нашем «Старом доме», чем больше людей отделяются от его стен, тем сильнее мы начинаем уважать и ценить то, что имеем. Через рассказы очевидцев, через этюды, песни, стихи мы стараемся донести наши чувства до зрителя и рассказать на языке сцены о жизни нашего театра, который в зависимости от обстоятельств выбирает для себя самые разные линии поведения — может открываться и слышать время, может уходить в себя, а может и опережать ход исторических событий на несколько поколений». 
      В фойе театра с легкой руки Антона Болкунова возникла многомерная инсталляция, составленная из авторских шаржей, уникальных арт-объектов, театральных афиш, программок, эскизов, фотографий из жизни театра прежних лет и сегодняшнего дня. Экспонаты, объединенные алматинским художником в хронологическом порядке, не только позволили гостям юбилейного вечера познакомиться с фактурой времени каждого десятилетия, в котором довелось жить и творить артистам «Старого дома», но и от души позабавили. Признаться честно, более остроумного и неформального выставочного проекта, равно как и более апокрифичного изложения истории труппы, в недрах новосибирских театров в последние годы не встречалось. «Знаменитая кружка Рогачевского, в которой он заваривал чай, но никогда не успевал его выпить, потому что непременно бежал репетировать и строить Большие планы для маленького театра». «Ботинок, оставленный в грязи отважной ногой артиста Копылова при переходе от Чулыма до Купина». Одинокая шахматная фигурка, приставшая к штанам Изяслава Борисова так крепко, что он «ходил с ней, как Хэмингуэй, в смысле, что с бородой». Бережно втиснутый в бумажник портрет Константина Сергеевича Станиславского, глядя на который в минуты вдохновения, режиссер Оренов якобы утверждал: «На этом портрете изображен мой дедушка!» Все эти сокровища останутся на своих местах вплоть до начала следующего сезона. 
      А он обещает стать жарким. Во-первых, у театра появится новое художественное руководство: вакантные должности главного режиссера и главного художника займут магистр театральной импровизации, создатель театра «АРТиШОК» Галина Пьянова и молодой альтернативный Антон Болкунов, создавшие на сцене «Старого дома» годом ранее театральный квартирник «В поисках радости. Век XXI». Во-вторых, ожидается какое-то немыслимое количество премьер — от постдока Семена Александровского и Вячеслава Дурненкова на тему мифотворчества вокруг Академгородка и пластически насыщенных «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Галины Пьяновой и Игоря Григурко до чистопородной классики в интерпретации Алекандра Кузина. 
      Что же касается финала юбилейного года, то завершит самые неформальные именины театра III ежегодная церемония вручения премии «Театральный домовой». Номинантами корпоративной награды, учрежденной художественным советом «Старого дома» в 2012 году для «поощрения лучших творческих работ в премьерных спектаклях уходящего сезона, а также профессиональных достижений сотрудников театра», в июне 2014-го стали все без исключения артисты труппы, занятые в постановках «Она вас нежно целует» Ф. Саган (режиссер — Тимур Насиров), «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова (режиссер — Тимур Насиров), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (режиссер — Антонио Лателла) и «Аристократы поневоле» Э. Скарпетты (режиссер — Тимур Насиров). В номинации «Лучшая мужская роль» победу одержал главный и единственный Пер Гюнт Новосибирска — Анатолий Григорьев. «Лучшая женская роль» досталась Ларисе Чернобаевой как исполнительнице Осе все в том же нашумевшем проекте. «Лучшая мужская роль второго плана» ушла к Сергею Дроздову (Мефистофель в «Пере Гюнте» и Корейко в «Золотом теленке»), а «Лучшая женская роль второго плана» — Эльвире Главатских (Министерская дама в «Золотом теленке» и Луизелла в «Аристократах поневоле»). «Актерским открытием сезона» стала Анастасия Панина за роль Пеппеньелло в комедии Эдуардо Скарпетты. Лидером в номинаци «Лучший актерский ансамбль» признали «Аристократов поневоле» Тимура Насирова. «Лучшей премьерой сезона», по версии художественного совета и зрителей театра, был признан спектакль «Пер Гюнт». 
      «В нынешнем «Старом доме» действительно сформировался замечательный актерский состав. Здесь рядом с блестящими мастерами старших поколений работает талантливая молодежь. Тесное содружество корифеев и начинающих рождает на сцене спектакли, пульсирующие актуальными ритмами и проблемами, выявляет все новые и новые возможности для воплощения самых ярких, неординарных идей, позволяет сохранить традиции, «особость», душу нашего театра и при этом рисковать и двигаться вперед. Полагаю, внутритеатральная премия сделает это движение еще более стремительным и целенаправленным», — резюмировала под занавес вечера директор «Старого дома» Антонида Гореявчева. 


The article mentions:


perfomances: