Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Криминальные любовники

17 january 2011
Сергей Самойленко Континент Сибирь, 16 -23 мая 2008

В тихом мелкобуржуазном французском семействе, обитающем в провинции, тихо-мирно живет молодая супружеская пара Камилл и Тереза вместе со свекровью. Как жить под одной крышей со свекровью, знают все. Хотя в данном случае свекровь просто волшебная. Она, конечно, любит и оберегает своего болезненного и бестолкового сына, но и к Терезе — двоюродной сестре Камилла — относится как к родной дочери. Терезу — плод страстной любви красавицы-африканки — младенцем принес госпоже Ракен ее братец, после чего погиб на какой-то войне. Терезу пичкали теми же лекарствами, что и Камилла, но на здоровье ее это не отразилось — дикая туземная сила только расцветала. Замужем Тереза оказалась лишена всех женских радостей, потому и заводит роман с приятелем Камилла, художником Лораном. Страсть приводит любовников к мысли избавиться от мужа, которого они топят во время увеселительной лодочной прогулки по Сене. Подозрений убийство не вызвало, но муки совести и призрак убиенного мужа, являющийся душегубам, не дают им жить спокойно. Финал истории, впрочем, лучше не выдавать, иначе смотреть будет совсем не интересно.

История, как мы видим, вполне мелодраматичная, хотя может при определенном развороте «вырулить» и на драму. Режиссер из Грузии Автандил Варсимашвили, очевидно, решил не превращать этот материал в драму, а сделать пьесу с двойным, так сказать, дном, чтобы верхний слой бутерброда был мелодрамой, выжимающий у части зрителей слезы ужаса и сострадания, а нижний — вышибал у другой части публики хохот явной пародийностью. Ну, хохот не хохот, но некоторое веселье точно было.

С мелодрамой все получилось как надо, по высшему разряду: Лариса Решетько в роли Терезы страстна, неистова, легко переходит от нежности к ярости, пускается в загул и так же легко раскаивается. При всех своих деструктивных наклонностях ее героиня вызывает сочувствие зрителей — ах, бедняжка, все из-за любви! Владимир Борисов в роли Лорана будет побледнее — впрочем, и по тексту персонаж этот не так ярок и интересен. Хорош Андрей Бутрин, играющий Камилла, убедительна госпожа Ракен, хлопочущая вокруг сына и невестки. Но постепенно начинаются странности — и эротические сцены сделаны «с перебором», и страсти «на разрыв аорты»… И сцена убийства решена с такой степенью условности, что на мелодраму не тянет. А дальше начинается совершенное «кино категории «B»: криминальным любовникам то и дело является призрак утопшего Камилла в виде глумливо улыбающегося Бутрина (то пешком пройдется по сцене, то в лодке выедет на сцену), и при виде призрака подельники издают крики ужаса, какие возможны лишь в фильмах про вампиров.

К слову, режиссер мог бы пойти этим путем и дальше. В романе Камилл, которого топят, как котенка, кусает Лорана в шею и вырывает зубами клок мяса. Какая возможность превратить спектакль в полный треш! Предложение, конечно, не совсем серьезное, но все-таки…

Дальше — больше. Все сцены с парализованной от горя госпожой Ракен тоже пронизаны отменным черным юмором. Вообще, Халида Иванова в этих сценах просто великолепна: играя одними глазами, она легко «делает» и Решетько, и Борисова.

Все это к тому, что спектакль, пожалуй, состоялся как последовательная мелодрама, хотя как черную трешевую комедию смотреть его интереснее. Музыкальные отбивки эпизодов, для которых использована разухабистая «Русская песня» Тома Уэйтса, окончательно превращают зрелище в пародию. Вопрос только в том, что имел в виду режиссер, скрещивая мелодраму с трешем. Похоже, ничего особенного.


The article mentions:


perfomances: