Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Люблю и принимаю
01 march 2023Наталия Дмитриева Ведомости НСО
В 1997 году окончила теоретико-композиторский факультет, а в 2002 году — аспирантуру Новосибирской государственной консерватории. После защиты диссертации в 2002 году получила учёное звание кандидата искусствоведения. Начинала профессиональную деятельность в Новосибирском краеведческом музее и Новосибирской филармонии. В 2006 году окончила Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва), обучение проходила на кафедре управления.
В конце января 2023 года директором театра «Старый дом» была назначена Татьяна Ильина, известный в культурном пространстве музыковед, возглавлявшая отдел развития Новосибирского музыкального театра. «Ведомости» поговорили с Татьяной Фёдоровной накануне 8 Марта.
— С детства хорошо понимала математику — участвовала в олимпиадах, знала и любила предмет. И вдруг после окончания 10 классов неожиданно для всех вместо запланированного университета, где меня уже ждали, поступила в Омское музыкальное училище имени Шебалина. А дальше сказалась моя привычка учиться — надо было получать высшее образование, а так как консерватория за Уралом была одна, то оказалась в Новосибирске. Потом училась в аспирантуре, писала диссертацию, растила сына, защищалась, но в 2002 году появилась потребность выйти на работу. Начала работать в отделе краеведческого музея, который занимался организацией концертов, затем в Новосибирском театре музыкальной комедии, а потом в филармонии, объездив с концертными программами всю область. В 2007 году вернулась в музыкальный театр, где и проработала 16 прекрасных лет, думая, что это моё последнее место работы, где я встречу старость и куда буду водить внуков на спектакли. Но судьба распорядилась иначе.
— Это было как солнечный удар. Я понимала, что вряд ли откажусь от такого предложения: в моей жизни наступил тот предел, когда ты настолько хорошо разбираешься в своей работе, что тебя уже трудно чем-то удивить. Рутина неизбежно наступает даже в таких, казалось бы, непредсказуемых местах, как театр. Но стремление расти присуще каждому человеку, поэтому я согласилась, отдавая себе отчёт, что драматическое пространство «Старого дома» — это совершенно новая для меня тема. Вполне допускаю, что многие думают, что директор и не должен хорошо разбираться во всех творческих нюансах своего театра, но для меня такая позиция абсолютно неприемлема. Считаю, если ты заходишь на новую для тебя территорию, то должен разбираться во всех её тонкостях.
— На мой взгляд, нет принципиального отличия мужского стиля руководства от женского. Это зависит не от гендерной принадлежности, а от силы характера человека. Конечно, есть наборы качеств, которые больше присущи только женщинам или только мужчинам. Разумеется, любой руководитель должен обладать внутренней силой, чтобы руководить коллективом и принимать ответственность за свои решения. Но жёсткий и авторитарный стиль руководства — это точно не моё. Я всегда за командную работу и за «мягкую» силу, когда любую ситуацию можно разрешить с помощью переговоров и попыткой найти компромиссы. Мне кажется, что такой стиль руководства больше свойственен женщинам, чем мужчинам.
— У мужа были некоторые сомнения насчёт моего нового назначения — он меня знает как человека сомневающегося и не умеющего иногда сказать твёрдое и жёсткое «нет». А самое главное, он понимает лимит моих сил. Это был вопрос колебания буквально одного вечера. Сразу позвонила сыну (он не с нами уже живёт), и он сказал: «О, мама, это круто! Надо идти». Сын очень похож на меня характером, и ему тоже важна даже не карьера, а сама возможность собственного развития. И мои коллеги по Новосибирскому музыкальному театру с воодушевлением отнеслись к моей перспективе, хотя прекрасно понимали, что им теперь придётся работать больше, а потом принимать в коллектив нового человека. Руководитель театра Леонид Михайлович Кипнис сильно меня поддержал, очень это ценю. Да, это была непростая неделя, но поддержки было очень много.
— Я достаточно ранимый человек и болезненно реагирую на какие-то вторжения в мой личный мир, когда личные границы агрессивно нарушаются. Поэтому с возрастом ко мне пришло понимание, что нужно к людям относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Как ты к миру относишься — то к тебе и возвращается. Я не всегда была такой, но сфера моей деятельности сформировала эту модель поведения — стараюсь ко всем людям относиться ровно и доброжелательно, по возможности исключая острые углы и негатив. Практика показывает, что все серьёзные вопросы всегда легче решаются с улыбкой.
— В школе учила немецкий язык и до определённого момента не испытывала проблем по этому поводу. Но в 2015 году Новосибирский музыкальный театр принял участие в российско-французском проекте — мы ставили фолк-рок мюзикл «Тристан и Изольда» с потрясающей интернациональной командой, в которой были и французы, и итальянцы. И вот все эти прекрасные люди приехали к нам в театр, и я поняла, что свою прямую работу я не могу выполнять без посредников. Это послужило серьёзным толчком — начала заниматься английским языком с педагогом. Не могу сказать, что очень способна к языкам, но мне это очень нравится, особенно когда чувствуешь, что есть движение вперёд. Прошлым летом композитор этого мюзикла, француз, привозил в музыкальный театр съёмочную группу, и я уже общалась с ними без переводчика. А накануне моего вступления в должность мой педагог, вероятно, считая, что я уже делаю успехи, предложила мне добавить ещё один язык — итальянский. Готова была согласиться, но жизнь внесла свои коррективы. Обязательно вернусь к этой теме.
— Я довольно спортивный человек по жизни: долгое время играла в большой теннис, в последнее время, к сожалению, реже. Очень люблю кататься на коньках. Люблю плавать — купальная шапочка куплена за несколько дней до моего назначения и ждёт своего часа. И коллеги по музыкальному театру ждут меня на занятия по фитнессу — все эти активности были запланированы на начало 2023 года, чтобы восполнить пробелы в физической нагрузке.
— Последнее время предпочитаю слушать аудиокниги, но, честно говоря, у меня было время безкнижья, когда я работала экспертом театральной премии «Золотая маска» и смотрела видеоверсии спектаклей в любое свободное время — в самолёте, в поезде, в машине, дома. И вся вот эта лакуна «свободной жизни», которая раньше была отведена под книги, была занята экспертной работой. Думаю, что вернусь к своим аудиокнигам, тем более что я заядлый пешеход, а ходить пешком в наушниках очень здорово.
— У меня было две встречи с коллективом «Старого дома». Одна общая, где меня представляли как нового директора, — я очень волновалась. Но такое состояние длилось ровно до окончания моего необходимого вступительного спича, сразу почувствовала, что от людей идёт очень хорошая энергетика. Понимаю, как им было сложно, — только что ушёл тандем руководителей. Но даже в этом эмоциональном состоянии я не видела в них негатива и настороженности. А потом была другая встреча, уже только с актёрским коллективом, где был представлен новый главный режиссёр Антон Фёдоров. И на этой встрече ощутила внутренний знакомый трепет — я с большой нежностью отношусь к актёрам, считаю, что их нужно беречь. В этот момент я поняла, что все они — мои, я их люблю и принимаю.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
The article mentions:
Peoples: