Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Любовь во время ковида
17 december 2020Марина Вержбицкая Новая Сибирь
На сцене театра «Старый дом» состоялась премьера спектакля «ЛЮБЛЮНЕМОГУ», в создании которого пандемия сыграла не последнюю и не самую отрицательную роль. Строго говоря, если бы не связавший мир по рукам и ногам ковид, спектакль бы не стал частью театральной реальности. Соавторами альманаха с кричащим капслоком названием выступили российский драматург Ольга Никифорова, режиссер Денис Азаров и, конечно же, артисты труппы, легко обнаружившие в персонажах себя, а в завитках сюжета — знакомые перипетии.
Сначала, как водится, было слово. «Петровы в гриппе и вокруг него» — дебютный для широкой публики и второй по факту роман уральского писателя Алексея Сальникова, на который труппа «Старого дома» «положила глаз» еще в 2018 году, когда текст гремел и обсуждался маститыми литературными критиками и рядовыми читателями на всех платформах. Срывающая башню книжица стремительно вошла в афишу режиссерской лаборатории и была представлена эскизным фрагментом в рамках творческой мастерской «Актуальный театр». От первой в истории романа сценической вариации осталось стойкое послевкусие сумасшедшего праздника с синтезатором и мохноногими снежинками да непреклонное намерение поставить роман в полном объеме. Для воплощения замысла пригласили московского режиссера Дениса Азарова, на высоких оборотах работающего как с драматическими, так и с музыкальными труппами нашей необъятной Родины (в Новосибирске, к примеру, выпускник ГИТИСа поставил детективный триллер «Странный ужин инспектора Раффинга» на большой сцене «Красного факела»). Однако погрузиться в нашумевший текст Алексея Сальникова «Старому дому» не удалось по причинам, увы, естественного порядка. Нагрянувшая пандемия отняла не только силы, время, но и саму возможность очных репетиций в одном пространстве.
Вместо сложноустроенного и, что уж, по-философски не вселяющего оптимизм романа решено было выпустить концерт, дабы ввести изрядную порцию хорошего настроения в удрученную пандемическим макабром публику и заскучавших по привычному ритму работы артистов. После репетиционного сета по зуму музыкальные номера захотелось уравновесить словесными конструкциями — и понеслась. Между точкой отсчета в апреле и конечным результатом в декабре оказались пропасть и две большие разницы, что, впрочем, для театра дело привычное. «Спектакль — это живой процесс, — подчеркивает режиссер спектакля «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» Денис Азаров. — Естественно, он меняется. Особенно если процесс растянут во времени. Если брать дистанцию с апреля до нашего выхода на сцену, то это, конечно, две разные истории, как все время с театром и случается. После «Петровых» был концерт. Потом решили концерт разбавить текстом, а потом текст съел концерт. Появились диалоги и монологи».
Акцентирует внимание на в конечном счете благоприятствующих творческому процессу обстоятельствах и драматург Ольга Никифорова, чей слог пришел на смену словописи уральского автора: «История этих текстов замечательная. Кому-то ковид оказался не в тему, а нам это время подошло. Я как раз набрасывала сюжеты, когда постановочные планы театра изменились. И когда режиссер меня поддержал и предложил взять в работу мои тексты, я стала писать и писать. Что-то потом вырезали, что-то наоборот — пришлось дописать, но это нормально».
Текст оказался не столько на злобу дня, хотя актуальная пандемическая повестка в нем четкой пуантой присутствует, сколько работающим на нашу маленькую личную вечность. «Мне кажется, эти тексты не особо актуальны в плане сегодняшнего дня за исключением одного, который непосредственно касается ковида, — уточняет драматург. — Но, мне кажется, этот год (надеюсь, только этот год) войдет в историю настолько, что и через много лет люди будут понимать, о чем идет речь, — о времени, когда нельзя обнять любимого, потому что он на другом конце света. В этом спектакле нет сиюминутного, что сегодня интересно, а завтра нет. Речь идет о взаимоотношении людей, о потерях, об одиночестве, а это всегда актуально. Но это не привязано к сегодняшнему дню. Это вещи, которые будут происходить всегда».
От привычной литературной основы в виде пьесы или сценария творческая команда спектакля отказалась на берегу. В поле эксперимента оказались самостоятельные новеллы, емкие жизненные истории, что из года в год разворачиваются за городскими окнами, маня прохожих не только «негасимым светом», но и «судьбы скрещеньями».
«Мы взяли нетрадиционный формат, — рассказывает Ольга Никифорова. — Это не пьеса с завязкой, кульминацией и развязкой, а пара десятков самостоятельных отрывков. Сначала были только диалоги, потом я увидела замечательных артистов «Старого дома» и дописала им монологи. Некоторые сюжеты встраиваются в одну линию, но общего героя, который прошел бы через все истории, у нас нет. Единственное, что объединяет эти сюжеты, — это город, в котором мы живем».
Город — раскаленная метафора, энергетика которой зашкаливает. Царство грез и колыбель несбывшихся надежд. Цепочка сменяющих друг друга впечатлений и непрерывная череда событий. Географическое сплетение и «лучший орган памяти, созданный человеком». Улицы, дома и, конечно же, люди с их страстями, страхами, заботами, обидами, комплексами, болями, любовями, горем, что велико, и счастьем, которое безудержно. «В сюжетах всплывают разные города — Курган, Москва, Санкт-Петербург. Но, по сути, это воображаемый город. В тексте так и говорится: у каждого город свой», — рассказывает режиссер спектакля «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» Денис Азаров.
Впрочем, создатели спектакля не берут на себя функции исследователей городского текста. Они скорее слушатели и зрители, наблюдатели и «рассмотрители», «замедлители», «пытатели» и, пожалуй, даже, «сдерживатели бед». «Я собрала и вытащила из памяти, из фантазии своей, из личного опыта очень много историй, поясняет драматург Ольга Никифорова. — И люди, когда их слышат все время удивляются: ой, это же про меня. А это просто про нас всех, это то, что мы проживаем. Обратите внимание, у нас на сцене все икеевское, потому что это про людей, которые покупают мебель ИКЕА и одеваются в Lamoda. Я не знаю ничего про жизнь людей, которые обитают в особняках на Адриатике. А про нас с вами я что-то попыталась зафиксировать. Поэтому актеры узнают в этих историях самих себя, происходит попадание и возникает отклик».
«Актер может сыграть одним жестом целый кусок текста, — вторит драматургу ведущий артист театра «Старый дом» Анатолий Григорьев, чей монолог открывает альманах историй. — А здесь сложилось впечатление, что и учить-то ничего не нужно, как будто это истории из нашей жизни, про нас. На репетициях мы много смеялись — очень точное попадание и распределение».
В спектакле занято 14 актеров — от вчерашних дебютантов до народной артистки России. Путь к премьере пролег через девять месяцев и две волны эпидемии, однако режиссеру удалось выстроить репетиционный процесс таким образом, чтобы отряд не замечал временной потери бойцов и продолжал складывать мозаику сценического действа. «Самая большая сложность заключалась в том, чтобы не получился ситком, миниатюры из телевизора, когда артисты вышли, отыграли сюжет и ушли под смех за кадром, — полагает режиссер Денис Азаров. — Нам следовало составить такой организационный организм, который бы все время работал, обновлялся и поддерживался. К тому же тексты настолько искренние и про всех нас, что важно было увидеть на сцене не персонажей, а самих артистов. Мне хотелось, чтобы артисты открыли в себе искренность и говорили про себя. А делать это намного сложнее, чем создавать гротесковых персонажей».
Фото: Катерина Коржанская
The article mentions:
Peoples:
perfomances: