Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Любовный треугольник длиною в жизнь
18 january 2011Ведомости, 19.06.2009
Иван Вырыпаев для современной драматургии и театра новой формации — фигура знаковая. Он родился в Иркутске, создал там свой театр-студию «Пространство игры» и перебрался в Москву. Окончил режиссерское отделение Московского высшего театрального училища имени Щукина, стал участником центра новой пьесы «Театр.doc» и переметнулся в театр «Практика». Лауреат премии президентского совета, молодежной премии «Триумф 2004», премии им. Володина «Надежда русской драматургии», второй премии международного фестиваля современной драматургии в Гейдельберге (Германия). Автор пьес «Сны», «Город, где я», «Валентинов день» и «Кислород». Новатор, традиционалист, мистификатор, один из тех немногочисленных театральных деятелей, которые сегодня оправдывают наличие термина «новая драма».
Остроумное и в меру загадочное жанровое определение поставленной в «Старом доме» пьесы — «мелодрама с цитатами в направлении примитивизма» — принадлежит самому Ивану Вырыпаеву. Это посыл к прямолинейной советской драматургии и породившему ее времени. Написанный в 2001 году «Валентинов день» — эскиз на тему ныне забытой пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина» (1970 г.), художественное размышление, связавшее сегодняшние нулевые с позавчерашними семидесятыми, лирическая хроника больших надежд и крушений.
Пьеса Рощина гремела на весь Советский Союз более 30 лет назад. Речь в ней шла о том, как практичные родители распорядились судьбой своего 18-летнего чада, отвадив от девочки примерного воспитания Валентины влюбленного в нее сына проводницы — мальчика Валентина. Героям Ивана Вырыпаева по 60 лет. Валентина давно нет в живых. Постаревшая Валентина живет в одной квартире вместе с его вдовой Катей (герой успел жениться еще в 70-х, через 15 лет случайно встретил Валентину в метро, лет пять метался между ней и супругой и, не выдержав, умер от разрыва сердца в день рождения Валентины), ненавидит ее и не может забыть и разлюбить его.
Действие «Валентинова дня» происходит попеременно в советских семидесятых-восьмидесятых, постперестроечных девяностых и грядущем 2012 году. Все эти «путешествия» происходят лишь в воображении Валентины, что позволяет режиссеру конструировать в спектакле многоуровневое игровое пространство. Три временных пласта, три возрастные ипостаси героинь (герой проживает лишь две), три абсолютно не похожие женские роли (и две мужские), три правды, наконец, три судьбоносные линии, завершившие свой путь в тупике одной коммунальной квартиры.
Полную воздуха и эмоций пьесу Ивана Вырыпаева режиссер Линас Зайкаускас выбрал не случайно. Постановщику очень хотелось донести до зрителя профанированную XXI веком большую-пребольшую и чистую-пречистую любовь. В угоду этому порыву спектакль фонтанирует чувствами — от любви до ненависти. Герои живут по толстовскому завещанию: «Коль любить — так без рассудку, коль грозить — так не на шутку, коль ругнуть — так сгоряча, коль рубнуть — так уж с плеча». Они перебирают воспоминания словно фамильные драгоценности, с головой уходят в любовный водоворот, промерзают до нитки ради минутной встречи, кричат о любви на всю вселенную и, раздавленные безысходностью, играют в русскую рулетку — кого не пощадит патрон? Таким образом, актерам «Старого дома»: Халиде Ивановой, Ольге Кандазис, Наталье Пивневой, Яне Балутиной, Сергею Дроздову и Василию Байтенгеру — удается рассказать публике ту историю, которую они готовы принять за свою.
Сценографическое решение спектакля от главного художника театра Маргариты Мисюковой будто противостоит накалу страстей. Советский интерьер не режет глаз обилием фетишей, все строго, лаконично: дверь, диван, стол, холодильник, скамья. Как в той советской жизни, где любовь была только к родине, а между тем люди испытывали друг к другу нечто такое, что раздвигало водную гладь, брало города и зажигало небесные светила. Сочетание на первый взгляд несочетаемого — конек спектакля «Валентинов день», благодаря чему тривиальная геометрическая фигура обретает плоть и кровь, а значит, не просто играется, но и живет.
The article mentions:
perfomances: