Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Мамаша Кураж: война все спишет?

05 june 2015
Светлана Сучкова Пенсионеры - online
В театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «Мамаша Кураж и её дети» по пьесе Бертольта Брехта.
 
Когда мы, люди 20 века, мечтали (особенно в детстве) о веке грядущем, казалось: вот в 21 веке все будет по-другому. Будет мир во всем мире. Кругом будут сновать роботы: двигаться по улицам, делать за нас домашние дела. Закроются больницы – ведь придумают такое лекарство, которое всех вылечит…
 
Наверное, примерно так же (разве что без роботов) мечтали люди в 17 веке, в котором происходит Тридцатилетняя война, на основе ее событий и создана пьеса.
 
Но и в 21 веке люди так и не придумали универсального лекарства «от всех болезней». Не передали свои заботы роботам – хотя, судя по бездушному характеру управления российским государством – кажется, что наша жизнь все-таки управляется роботами… И главное – нет мира во всем мире. Даже в отдельных частях земного шара. Даже в пределах одного государства (что мы видим в Украине).
 
Война – наверное, это и есть суть природы человека, за душу которого беспрестанно борются Бог и дьявол. Героиня Брехта Анна Фирлинг по прозвищу Кураж ( народная артистка России Халида Иванова) – яркое воплощение этой борьбы. Война – ее стихия, средство к существованию. Нет, она не берет в руки оружие, а лишь «кормится» с войны, раздевая убитых и продавая их амуницию новым будущим жертвам сражений, торгуя водкой.
 
kuraj4
 
А с другой стороны – она мать, строгая, заботливая, любящая. И хотя дети прижиты от разных отцов, она их не бросила, а возит с собой по дорогам войны в своем фургоне, добывая им пропитание, воспитывая, утешая…
 
Режиссер Туфан Имамутдинов (Казань) готовил спектакль к постановке целый год. «Пьеса заставляет задуматься о том, кто или что является источником всего происходящего. Ответ простой, но максималистски честный: Я. Это рассказ про личную ответственность перед историей. Ведь только если с такой позиции мы будем рассматривать ситуацию, которая складывается вокруг нас, мы сможем на нее повлиять», - такова позиция режиссера.
 
Он трансформирует «эпическую» драму Брехта в карнавальную буффонаду в духе Феллини. Прием гротесковой клоунады, которым так любят пользоваться актеры и режиссеры «Старого дома», позволяет приподняться над временем, подчеркнуть главный мотив брехтовского произведения, созданного накануне самой страшной войны ХХ века – в 1939 году. Автор написал пьесу как предостережение, как сигнал великой опасности. Но если бы пушки молчали, когда говорят музы!
 
Начинается спектакль с появления на сцене вербовщиков, пополняющих новобранцами воюющую армию. Как же пронзительно актуально звучат их слова сегодня! 
 
Фельдфебель. Давно в этих краях войны не было, вот что я скажу. Оттого мораль в упадок пришла. Мир долго стоял - вот и распустились. Где ж порядку быть, коли войны нет? В мирные времена народ что бурьян растет. Человек ли, скотина ли - только даром хлеб жрет! Да добро бы один хлеб, а то на хлеб сыру, да сверху сала кус! Взять хоть этот городишко: сколько в нем строевых коней, сколько рекрутов, небось, и не считали никогда. Был я в такой стороне, где лет семьдесят войны не бывало, там ни у кого и фамилии не оказалось... Никто не знал, кто он такой есть! А где война - шалишь! Там, брат, всему свое место! На все реестр: сапоги - на склад, зерно - в провиантскую, люди - по порядку номеров, скотина - на бойню, и пошел! Война порядок любит.
 
Перед зрителем предстает вереница героев, кормящихся от войны.
 
Конформист в чистом виде - Полковой священник (Александр Сидоров) , чтобы уцелеть, готов и ближнего продать, и родину, и Господа, даром что священник. Александр Сидоров, как всегда, находит милые красноречивые детали для своего героя…
 
Подлец и плут Повар, хотя и обаятельный (а таковым его делает обаятельнейший Андрей Сенько) - идет туда, где хорошо пахнет (курицей на кухне, доступной женщиной, трактирной выгодой). У него нет никаких моральных обязательств ни перед кем – только инстинкты и выгода.
 
Старый полковник (Василий Байтенгер) – натуральная военная машина без мозгов.
 
kuraj3
 
Солдатская секс-бомба Иветта (неподражаемая Ольга Кандазис) – до коликов смешная и в то же время горькая картинка того, как обходится война с прекрасной женской сущностью.
 
Сын Мамаши Кураж Швейцеркас (другой вариант у Брехта – Швейцарец) – патологическая честность, граничащая с безумием (и в этой роли поразил неожиданный, трогательный, беззащитный, но удивительно сильный в своей беззащитности Анатолий Григорьев).
 
Старший сын Кураж Элиф (Виталий Саянок) – патологическое геройство – ради геройства. Военная машина без мозгов, не дослужившаяся до полковника. Смерть – еще одна геройская забава, что это, как не безумие?
 
Маленькая убогая Катрин (Анастасия Панина) – любовь и доброта, у которой нет языка… Безмолвная героиня Анастасии Паниной как живое воплощение картины Мунка «Крик»… И она погибает ради спасения других, но оправданна ли ее жертва?
 
И в центре – Мамаша Кураж, ее фургон следует за войсками, ухватывая кровавую добычу – свой процент от потерь. Страшная красноречивая сцена: раздевание убитых, ловкий на подхвате священник. У них нет ни жалости к погибшим, ни сострадания. Даже смерть любимых сыновей не дает Мамаше Кураж повода остановиться, оглянуться.
 
Героиня Халиды Ивановой упивается масштабом событий (больше убитых – больше доход!), крутится кровавый маховик войны…Актриса с беспощадной откровенностью раскрывает дьявольскую бездну натуры своей героини, но после гибели дочери мы видим ее почти сломленной.
 
Время от времени прерывает «ход боевых действий», устраивает передышку между боями дуэт «миннезингеров» (Сергей Дроздов и Тимофей Мамлин) – их «зонги» призывают людей опомниться.
 
Одним свинцом сыта не будет,
Одних лишь пушек мало ей:
Войне всего нужнее люди,
Война погибнет без людей.
 
Это как мораль в баснях Крылова – и Брехт, и постановщик спектакля пытаются достучаться: люди, берегите мир! Не будьте пушечным мясом! Почему вам так нравится быть пушечным мясом?!
 
Аналогии с современным российским обществом возникают на протяжении всего спектакля. Например, когда вражеские Шпики допытываются у Кураж, знает ли она этого человека, показывая на сына Швейцеркаса, она… молчит. Так молчат сегодня родственники убитых в Донбассе военных, по сути отрекаясь от своих родных… На войне как на войне. Война все спишет. В том числе и совесть? И смертный грех предательства?..
 
kuraj2
 
А скворец поет:
Потерпи, придет!
И, затаив свои мечты,
Со всеми в ряд шагаешь ты.
Увы, приходится шагать
И ждать, ждать, ждать!
Наступит час, настанет срок!
Ведь человек же ты, не бог -
Лучше промолчать!
 
Атмосферу безумного военного «карнавала» очень выразительно создает художник Екатерина Галактионова (Москва). Одна из художественных находок – кучерявые папахи-парики-воротники. В финальных сценах открывается задник сцены – «поленница» из кучерявых «голов» – словно известная картина В.Верещагина «Апофеоз войны».
 
Мамаша Кураж одного за другим приносит в жертву Молоху своих детей. Но вновь звучат барабаны, зовет труба – и она уже в одиночку впрягается в свой фургон. Она не знает другой жизни. Потому что ее стихия – война… 
 
Вставайте! Всем пора в поход,
Кто жив и дышит на земле.
 
Кто же закроет этот безумный-безумный-безумный маршрут?

The article mentions:


perfomances: