Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

MC Датский vs Социопат

07 november 2022
Василиса Бондаренко Место встречи. Сибирь

 

Знаменитая трагедия Шекспира говорит современным языком на сцене Старого дома. Это новый перевод бессмертной классики, который бросает вызов нашей эпохе. Так что, пошумим?

 

Sociopath/Гамлет — спектакль в Старом доме.

В нём есть сила, грубость, энергия, воля.

Быть может, зритель не поймёт этой шутки

Про грубые нравы, про жестокость и власть,

Про Клавдия ― дядю, у которого к власти страсть.

Про «типа Гамлета» в чёрных одежах,

Что рефлексируя зачитывает реп в надежде

Быть услышанным, понятым и разоблачить всех.

Здесь сцена как клетка ― выхода нет.

Текст в хаосе мчится, меркнет искусственный свет.

Проекция слов в «клетке» со всех сторон

Со светом холодным рождают объём.

Актёры по очереди перед нами на сцене.

«Типа Гертруда» ― мать на двухколёсном скейте.

Она в печали, в раскаянии, как говорит сноска,

На ней чёрное платье, и крылья из плеч режут воздух

Остро. Она важная птица, чтобы просто ходить,

Без колебаний соглашается сына убить.

Надменность и холод марионетки,

Ею муж новый крутит в чёртовой клетке из сетки.

Клавдий считает, что вокруг дураки,

А Гамлет ― мямля, ему опасно здесь жить.

«Всю историю человечество херачит друг друга»,

И он не удержится, если Гамлет нарвётся.

И без этого бэтмена на минималках

Проблем полон рот, забот немало

Клавдий кидает:

«Из-за таких как ты, забывают, какая у нас нация

Но ничего, патриотов выявит мобилизация».

Дядюшка брызжет язвами слов. Сепарация ―

Вот как называются гамлетовские провокации.

А Гамлет у нас свободная птица,

Не как мать, совсем птенчик, редкая единица.

Он настолько свободен, что не представляет, что с ним будет

Через день, через год, сквозь поколение судеб.

Он в поисках правды, он ищет ответ

«Быть или не быть», тьма или свет.

Он видит лишь тупость в глазах оппонентов

Бросает Офелию, девушку сердца.

Она с описания парня легка и мечтательна,

В её волосах огоньки-светлячки, но она и понятия

Не имеет, что скажет матери Гамлета,

Который отверг её за глупость, наивность, фантазии.

Погасли лампочки в голове. Что за наказание?

Сумасшествие любимого, гертрудовы «люби его!» приказания.

Марионетка марионетки ― двойная заложница,

Легко догадаться, чем для неё всё закончится.

Страсти на сцене кипят, накаляется

Конфликт между Клавдием дядей и племянником.

Реп-баттл звучит как признание

Властолюбия Клавдия, асоциальности Гамлета.

Он разоблачает дядины нравы, грязные мысли,

Пошлость и скверность, тупость, преступность.

Король кичится своей силой и мужеством,

Маскулинности идеал, прямолинейной ублюдкости.

Его слова к Гамлету — угрозы в стиле:

«Я могу посадить на срок, из которого не выходили.

Дракон не один, с ним миллионы. Почему?

Всё потому, что все лежали на диване и вели инсту,

Где каждый день против власти с каждого по посту»

А актёры всё дальше: «Мы в тюрьме из четвёртой стены замкнутой вкруг».

Пасхалка такая ― им не достучаться до зрителя,

Но всё понятно, хочется спрятаться, скрыться, сбежать,

Плакать от бессилия. Ты видишь себя недовольного всеми,

И сказка на сцене ― ужас на деле.

Мы все в этой клетке становимся крысами,

Глазами Гамлета видим экзистенциальный кризис.

Здесь слово ― оружие пострашнее шпаги,

А поединки чести перерастают в драки.

Этот спектакль про вечную битву пороков,

Про человеческий гнев, разврат, тщеславие, самообман

Болезнь всего общества, тотальный дурман,

Что «все умрут, а я останусь» ― неправда,

И решаются конфликты сейчас не реп-баттлами,

А танками, пушками и автоматами.

Но это лирика, из гамлетовских речей

Мы слышим, что всегда будет время покормить червей.

Актёры за сеткой, но в них такая свобода.

Свобода выражения, действия, слова,

Невольно чувствуешь в клетке себя содрогаясь

И понимаешь, что смотришь не просто спектакль.

Это соединение рока судьбы, мгновенной случайности,

Законов вечности вперемешку с крайностью.

Это путаница между чёрным и белым, вечным и скоротечным,

Отвратительным и безупречным, безжалостным и человечным.

А в конце «быть или…» обрывается, занавес, всё прекращается…

 

Но строки великого гения сами несутся в тебе:

«Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться»

 

Редактор: Елена Рощупкина

Иллюстрация: Кирилл Ручьев

 


The article mentions:


perfomances: