Знаменитая трагедия Шекспира говорит современным языком на сцене Старого дома. Это новый перевод бессмертной классики, который бросает вызов нашей эпохе. Так что, пошумим?
Sociopath/Гамлет — спектакль в Старом доме.
В нём есть сила, грубость, энергия, воля.
Быть может, зритель не поймёт этой шутки
Про грубые нравы, про жестокость и власть,
Про Клавдия ― дядю, у которого к власти страсть.
Про «типа Гамлета» в чёрных одежах,
Что рефлексируя зачитывает реп в надежде
Быть услышанным, понятым и разоблачить всех.
Здесь сцена как клетка ― выхода нет.
Текст в хаосе мчится, меркнет искусственный свет.
Проекция слов в «клетке» со всех сторон
Со светом холодным рождают объём.
Актёры по очереди перед нами на сцене.
«Типа Гертруда» ― мать на двухколёсном скейте.
Она в печали, в раскаянии, как говорит сноска,
На ней чёрное платье, и крылья из плеч режут воздух
Остро. Она важная птица, чтобы просто ходить,
Без колебаний соглашается сына убить.
Надменность и холод марионетки,
Ею муж новый крутит в чёртовой клетке из сетки.
Клавдий считает, что вокруг дураки,
А Гамлет ― мямля, ему опасно здесь жить.
«Всю историю человечество херачит друг друга»,
И он не удержится, если Гамлет нарвётся.
И без этого бэтмена на минималках
Проблем полон рот, забот немало
Клавдий кидает:
«Из-за таких как ты, забывают, какая у нас нация
Но ничего, патриотов выявит мобилизация».
Дядюшка брызжет язвами слов. Сепарация ―
Вот как называются гамлетовские провокации.
А Гамлет у нас свободная птица,
Не как мать, совсем птенчик, редкая единица.
Он настолько свободен, что не представляет, что с ним будет
Через день, через год, сквозь поколение судеб.
Он в поисках правды, он ищет ответ
«Быть или не быть», тьма или свет.
Он видит лишь тупость в глазах оппонентов
Бросает Офелию, девушку сердца.
Она с описания парня легка и мечтательна,
В её волосах огоньки-светлячки, но она и понятия
Не имеет, что скажет матери Гамлета,
Который отверг её за глупость, наивность, фантазии.
Погасли лампочки в голове. Что за наказание?
Сумасшествие любимого, гертрудовы «люби его!» приказания.
Марионетка марионетки ― двойная заложница,
Легко догадаться, чем для неё всё закончится.
Страсти на сцене кипят, накаляется
Конфликт между Клавдием дядей и племянником.
Реп-баттл звучит как признание
Властолюбия Клавдия, асоциальности Гамлета.
Он разоблачает дядины нравы, грязные мысли,
Пошлость и скверность, тупость, преступность.
Король кичится своей силой и мужеством,
Маскулинности идеал, прямолинейной ублюдкости.
Его слова к Гамлету — угрозы в стиле:
«Я могу посадить на срок, из которого не выходили.
Дракон не один, с ним миллионы. Почему?
Всё потому, что все лежали на диване и вели инсту,
Где каждый день против власти с каждого по посту»
А актёры всё дальше: «Мы в тюрьме из четвёртой стены замкнутой вкруг».
Пасхалка такая ― им не достучаться до зрителя,
Но всё понятно, хочется спрятаться, скрыться, сбежать,
Плакать от бессилия. Ты видишь себя недовольного всеми,
И сказка на сцене ― ужас на деле.
Мы все в этой клетке становимся крысами,
Глазами Гамлета видим экзистенциальный кризис.
Здесь слово ― оружие пострашнее шпаги,
А поединки чести перерастают в драки.
Этот спектакль про вечную битву пороков,
Про человеческий гнев, разврат, тщеславие, самообман
Болезнь всего общества, тотальный дурман,
Что «все умрут, а я останусь» ― неправда,
И решаются конфликты сейчас не реп-баттлами,
А танками, пушками и автоматами.
Но это лирика, из гамлетовских речей
Мы слышим, что всегда будет время покормить червей.
Актёры за сеткой, но в них такая свобода.
Свобода выражения, действия, слова,
Невольно чувствуешь в клетке себя содрогаясь
И понимаешь, что смотришь не просто спектакль.
Это соединение рока судьбы, мгновенной случайности,
Законов вечности вперемешку с крайностью.
Это путаница между чёрным и белым, вечным и скоротечным,
Отвратительным и безупречным, безжалостным и человечным.
А в конце «быть или…» обрывается, занавес, всё прекращается…
Но строки великого гения сами несутся в тебе:
«Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться»
Редактор: Елена Рощупкина
Иллюстрация: Кирилл Ручьев