Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Миф об острове науки и свободы
20 november 2014Алексей Кудинов ВМЕСТЕ
В "Старом доме" поставили спектакль о том, о чём сейчас говорить в театрах не принято. Причём, это не какая-то скандальная, а наоборот - забытая тема. Петербуржский режиссёр Семён Александровский и тольяттинский драматург Вячеслав Дурненков на грантовые деньги из федерального и местного бюджета сделали театральное исследование истории новосибирского Академгородка. Свои мысли о судьбе реализованной советской утопии они представили на сцене. Спектакль делала практически та же команда, что и весьма нетипичную для Новосибирска постановку "Ручейник или Куда делся Андрей?"
Идеальное пространство, отвоёванное у леса. Место, где встретились смелые и пытливые люди, способные проникнуть в тайны атома, сумевшие стать чем-то большим, чем просто винтики огромной советской системы. Этакая воплощённая Утопия. В основе спектакля "Элементарные частицы" - этакий миф об острове науки и свободы. К его исследованию драматург и режиссёр приступили в августе. Они решили пожить в Академгородке, окунуться в его атмосферу с головой. Авторы спектакля встречались с десятками учёных, журналистов и краеведов. Искали тех, кто был свидетелем становления этого советского наукограда. А также - знакомились газетными подшивками и различными документами.
Собранный материал в течении долгого времени перерабатывали. Получившийся текст - это лишь небольшая толика тех устных и письменных свидетельств и впечатлений, которые удалось получить. При этом задействованные в постановке актёры не примеряют на себя роли Лаврентьева, Хрущёва или Галича. Скорее, они работают с обобщёнными образами. В начале спектакля - это молодые учёные, которые только планируют, каким будет Академгородок. Как его строить, над какими научными проблемами работать, как отдыхать и во что одеваться новой волне покорителей Сибири.
Пространство, созданное на сцене "Старого дома", словно отвоёвано у леса. Старая плита и чугунная батарея в нём соседствуют с портретом Хеменгуея и другими романтическими деталями. А речи, которые произносят герои сразу же становятся фрагментами кинохроники. Впрочем, этот мир пропитан не только идеалистическими мыслями, но и суровой реальностью, с письмами в защиту коллег, допросами, и попытками отстоять право на собственную позицию. По словам режиссёра - это попытка сценического осмысления феномена Академгородка - обращение не к какой-то конкретной аудитории, научным сотрудникам или сегодняшним школьникам, а то, что в первую очередь делается для самих себя. Попытка поговорить о том, что важно. В каком-то смысле - подхватить риторику литературы и кино о молодых учёных, которая была популярна в 60-х, но сегодня утеряна. И если этим разговором удастся увлечь других, то это будет определённый успех. А значит, спектакль будет востребован не только различными фестивалями , но и новосибирской публикой.
The article mentions:
perfomances: