Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Мужчины берегитесь трактирщицы!

17 january 2011
Ирина Федоськина Честное слово, 27.02.08

Темпераменту Мирандолины, обворожительной хозяйки гостиницы, можно только позавидовать. И это не мудрено, ведь ее истинное призвание - кружить головы мужчинам всех возрастов и сословий. Она умеет так виртуозно управлять их чувствами, что самый закоренелый женоненавистник оказывается поверженным к ее ногам… Но природа Женщины многогранна и многолика. Она может быть и коварной, и преданной одновременно, а самое главное непредсказуемой, поэтому от нее можно ждать всего, что угодно.
Пьеса «Трактирщица» была написана в 1753 году и стала одной из самых лучших и самых веселых комедий XVIII в. Образ главной героини Мирандолины ярок и противоречив. Это делает его более глубоким и исключает однозначность сценической трактовки комедии. В разное время эту роль исполняли Сара Бернар, Элеонора Дузе, Вера Марецкая, Наталья Гундарева и другие. В «Старом доме» ее играют две актрисы -- Диана Корсс и Татьяна Шуликова. Последняя из них любезно согласилась ответить на вопросы «ЧС».
-- Татьяна, симпатична ли вам ваша героиня Мирандолина?
-- Очень симпатична. Она может быть фигурой с плаката, которая говорит: «Вот такие мы все, женщины!» Мирандолина настолько многогранна и интересна, настолько ей нравится жить, получать удовольствие от жизни… С мужчинами она только играет. Она вертит ими потому, что это ее заводит, причем для нее важен не результат, а сам процесс. Другое дело, что она заигрывается в конце. Но все равно эта игра была такой заводной и искрометной, что многого стоит. Я думаю, что все нормальные женщины похожи на Мирандолину.
-- Процитирую ее роль немного: «Те, кто бегают за мной, скоро мне надоедают. Знатность не для меня. Богатство я ценю, да не очень. Все мое удовольствие в том, чтобы мне угождали, чтобы за мной ухаживали, чтобы меня обожали. Это моя слабость; да это и слабость всех женщин. Выходить замуж я не думаю, мне никто не нужен; живу я честно и наслаждаюсь своей свободой. Со всеми я хороша и ни в кого не влюблена». Не кажется ли вам, что по отношению к мужчинам у современных женщин гораздо больше корысти и желания именно результата? Желания выйти замуж, например?
-- Я думаю, что за эти несколько веков женщина совсем не изменилась. И Мирандолина действует, конечно, не без выгоды, но, прежде всего, сама игра доставляет ей огромное удовольствие. Я считаю, что среди всех персонажей пары для нее нет. Хотя она и останавливает свой выбор на Фабрицио, я думаю, что история на этом не закончена. Ей нужен такой мужчина, который держал бы ее в узде, но в то же время создавал иллюзию полной свободы.
-- До этого трактирщицу играли Сара Бернар, Наталья Гундарева… Проживая роль, вы оглядывались на игру этих актрис или шли исключительно из своего ощущения?
-- Только из своего ощущения. До этого я смотрела постановку, где играет Гундарева, но она мне не понравилась. А этот спектакль совершенно другой, и игра в нем – настоящая проверка мастерства, настолько много происходит здесь в одну секунду. Причем режиссер требует от нас настоящего проживания роли, чтобы эмоции были чеховскими, но происходили мгновенно.
-- Да, накал страстей и в самом деле нешуточный. Вам часто попадались такие емкие роли?
-- Жизнь меня главными ролями не баловала. А роль Мирандолины стала первой после трехлетнего декретного отпуска -- за два года я два раза стала мамой. И свою роль учила, закрывшись в ванне, только после того, как уложу малышей спать.
««Трактирщица» -- просто замечательная пьеса, -- говорит режиссер Александр Нордштрем. -- Это классика. С таким материалом всегда нравится работать чисто профессионально. Здесь ни добавить, ни убавить -- автор сделал все, чтобы получился хороший спектакль. Надо только не испортить. Здесь классический юмор, когда мы смеемся над ситуацией. Он традиционный -- в хорошем смысле этого слова. Вечный. Отношения мужчины и женщины, борьба полов. Тема Стриндберга, но прочитанная итальянцем. Может ли женщина победить мужчину, а если может, то чем? И все это с невероятным юмором и любовью к своим персонажам. У нас нет попытки эпатировать, нет попытки шокировать не очень театральными средствами. Или чем-либо злоупотреблять. Есть попытка удивить зрителя хорошей актерской игрой. А моя задача как режиссера — не мешать актерам прочитать эту пьесу».
Режиссер Александр Нордштрем, выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, профессор Высшей театральной школы в Гетеборге, часто работает в России, Белоруссии, Финляндии, Швеции. В Новосибирске он поставил около 10 спектаклей, среди которых «Мурлин Мурло» Н. Коляды в театре «Красный факел», «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки в театре «Старый дом». К «Трактирщице» он, похоже, питает самые нежные чувства. «Эта пьеса построена так, -- говорит он, -- что невозможно не получать удовольствие».


The article mentions:


perfomances: