Нам всем нужна остановка
10 june 2022Наталия Дмитриева ВЕДОМОСТИ НСО
Пьеса Германа Грекова «Остановка» написана в жанре мокьюментари-драмы, когда фальшь выдаётся за документализм, а само наше существование ставится под сомнение. Кто мы сегодня? «Платоновские тени» на экранах своих гаджетов? Юрий Квятковский ищет ответы в пространстве тотальной постправды.
— Я не отношусь к «Остановке» как к суперсложному спектаклю, хотя вижу, что он требует концентрации всех служб, особенно технических. Мы пытаемся создать кинофабрику, чтобы поговорить на тему создания постправды, которая формирует наши впечатления и мнения — и часто не имеет никого отношения к истине. Правда изысканно имитируется. Мне кажется, что сегодня важно понять, что вся эта махина контента играет с человечеством злую шутку: документальное кино, постановочное, ютуб-каналы, стримы, сторис — как не захлебнуться в этом ежедневном потоке? Спектакль может стать полезным для зрителя: на его глазах мы простыми способами создадим фейковый сюжет, похожий на правду. Это будет попытка включить коллективное критическое мышление — без него сегодня совсем беда. Интересно, что мы пережили ХХ век с его газетной индустрией и знаем, как создаются события и новости, но продолжаем верить в них. И здесь может помочь только настройка внутреннего фильтра. Мы же фильтруем воду? Вот и наше сознание нуждается в подобном фильтре.
— Наш спектакль — это история про остановку. Человек замедляется, останавливается, перестаёт реагировать на внешние раздражители и выпадает из информационного потока. Я считаю, что сегодня нам всем нужно остановиться. Да, это утопия, но мне этого очень хочется. Сегодня мы нацелены на потребление — информации, эмоций, товаров. И даже эзотерические техники настроены так, что во время медитации я ловлю себя на мысли, что жду от этого процесса эмоцию отдыха по максимуму. Это приговор. Тоска по остановке. Никакой другой судьбы у человечества не будет — оно продолжает развиваться в этом направлении. Что делать? Осознанно потреблять. Ответственность каждого — слезть с этой иглы. Но это невероятно сложно — особенно нашим детям, которые с младенчества живут в мире, где что-то сверкает, вкусно пахнет и манит.
— Если представить себе рай на земле, то что требуется от искусства? Петь мантры — прославлять природу, всех нас и Бога. А когда ты живёшь на этой грешной земле, то требуются другие формы — эпосы, драмы, трагедии. Свидетельства цивилизации, которая не находится в состоянии покоя. И чем больше перипетий, тем больше событий происходит в искусстве. Любой коллапс, любая катастрофа вызывает реакцию. Но как быть, когда ты понимаешь, что твои любимые книги и фильмы появились на свет в результате сильного потрясения? Готов ли ты от них отказаться и променять их на спокойствие и мантру? Наверное, правильный ответ, что готов: самое главное на свете — человеческая жизнь. Внутри мантры очень гармонично находиться — у меня были такие состояния, когда ты окружён любимыми людьми и тебе хочется петь. Но это будет другого рода искусство.
— Трагедия на сцене нам необходима, чтобы рефлексировать её внутри искусства и не доводить её до реальности. Ты же можешь у психолога проработать все свои проблемы, чтобы в будущем не сорваться? Так же и человечество — приходит в театр, смотрит трагедию, весь этот фарш, когда сын на отца, а дочь на мать, проживает древнегреческий архетип в зрительном зале, а потом уходит домой, и есть вероятность, что не повторит этот сюжет в жизни. Это как бокс, когда ты ходишь в спортзал, чтобы выпустить пар. Или видеоигра, где ты стреляешь и взрываешь миры. Для 99,9 процента людей это именно так и работает. Но остаётся один процент, который после той же видеоигры берёт в руки оружие и становится шутером. Так что нам остаётся? Цензура? Но она запрещена конституцией, у нас свобода слова. Есть ли компромисс? До сих пор не могу ответить на этот вопрос. Понятно, что здесь ещё дело в воспитании — родители должны внимательно следить за развитием своего ребёнка. Но сколько детей у нас растут без родителей? Так откуда берётся этот один процент? Слишком эмоциональные люди? Слишком впечатлительные? Мы же не можем сказать, что это «просто больной человек» — он же тоже является частью человечества.
— Когда человек не присоединяется к большинству — это не страшно. Да, есть моменты в истории человечества, когда это становится страшным. Но в глобальном масштабе такие люди сделали для человеческой цивилизации много блага. Существует теория в детской психологии, что детей нужно воспитывать так, чтобы им не было страшно оказаться не в большинстве. Наблюдаю за своими детьми: кто-то абстрагируется и живёт отдельно от общего потока, кто-то любит находиться с большинством. Традиционно мы считаем, что одиночество ведёт к депрессии. Но я понимаю, что максимально продуктивен, только когда один. Но, если я знаю, что где-то происходит движение, происходит сбор милых и любимых людей, меня туда тянет — там много смыслов, много важного. С возрастом ты находишься внутри проектов и коммуникаций, поэтому точка, в которой ты находишься один, она благостная. И я бы хотел, чтобы дети этого не боялись.
— Я видел, как в период с 2005-го по 2015 год в театре происходили открытия, когда соединялись все жанры. Документальный, мультимедиа, психологический классический театр, хэппенинг, иммерсивный жанр — всё это варилось в огромном котле, пересобиралось и изобреталось. Сегодня с формой сложнее. Мы понимаем, что содержание циклично, потому что живём в глобальной христианской парадигме. А форма должна вновь пересобираться, потому что для зрителя традиционные смыслы нужно облекать в новые формы, они должны звучать по-другому, чтобы люди их восприняли. Но переоткрытие форм привело к тому, что они теперь встречаются реже — и в кинематографе, и в театре. Мы начинаем цитировать. Мне кажется, что новая искренность, о которой принято говорить, собирает даже не формы, а пытается быть ближе к смыслам, вычищая из своего поля сложносочинённые и многоструктурные произведения.
— «Старый дом» занимается современным театром и, соответственно, выбирает себе постановщиков, работающих в этом поле. Поэтому актёры этого театра уже много повидали, натренированы, все в хорошей форме. Они понимают всё, что я им говорю, и у меня с ним нет вообще никаких проблем. Обычно у режиссёра всегда происходит сложный диалог с «не своими» актёрами. Важно же найти птичий язык, который будет вам понятен, срастись, всё это очень живые моменты. Здесь происходит всё органично — они меня слышат.
ЮРИЙ КВЯТКОВСКИЙ
Российский театральный режиссёр и актёр. Преподаватель школы-студии МХАТ, режиссёр «Мастерской Брусникина», помощник художественного руководителя театра «Практика». Один из основателей независимой творческой актёрско-режиссёрской группы «Le Cirque de Sharles La Tannes». Бывший главный режиссёр Росгосцирка
The article mentions:
Peoples:
perfomances: