Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

18 December, Wednesday

more details>

Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»

09 september 2022
Юлия Щеткова Новая Сибирь

Документально-художественный фильм «Люба», снятый творческой командой ГТРК «Новосибирск» к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского, получил гран-при Всероссийского фестиваля национального вещания «Голос Евразии-2022». Форум, главным событием которого стало подведение итогов конкурса телевизионных и радиопрограмм, проходил в Махачкале и объединил около 70 телерадиокомпаний со всей России. Участники из Новосибирска стали обладателями высшей награды, опередив 400 соискателей на победу.

 


Режиссер фильма «Люба» Тамара Саралидзе и автор сценария Елена Агамян

Всероссийский фестиваль национального вещания «Голос Евразии–2022» ‒ один из крупнейших медиапроектов страны, заключительный этап которого традиционно проводится в столице Дагестана. Среди участников фестиваля профессиональные журналисты, этнографы, культурологи, представители власти и общественности. Тематическая веха пятого по счету форума ‒ Год культурного наследия России. Отсюда насыщенная программа, включавшая мастер-классы, конференции, круглые столы, обмен журналистским опытом и опытом объединения представителей разных регионов для «сохранения и развития традиций и обычаев народов, населяющих Российскую Федерацию». А в качестве финального аккорда ‒ конкурс телевизионных и радиопроектов, где соревнуются между собой совершенно не похожие сюжеты на темы сохранения народных традиций, межнационального и межкультурного диалога.

 

«Люба» – это работа большого коллектива ГТРК «Новосибирск». Автор сценария – редактор службы информации программы «Вести-Новосибирск» Елена Агамян. Режиссер – Тамара Саралидзе, а операторы – Роман Шулик и Иван Осинцев. Официально выход фильма авторы приурочили к юбилею Достоевского, хотя точкой отсчета для создания картины послужила не столько круглая дата, сколько желание исследовать жизнь писателя сквозь призму «сибирского периода». Скорее даже визуализировать принципиальную значимость этого этапа биографии для художественной эволюции писателя в целом. Сформулировать оправдание «далекой и глухой Сибири», которая хоть и оказала довольно сильное воздействие на психику Достоевского, в конечном счете сформировала все его зрелое творчество.

 


Любовь Федоровна Достоевская путешествует сквозь пространство и время

Федор Михайлович скончался в 59 лет. Десять лет своей жизни он провел в Сибири. Ссылка по делу петрашевцев началась в Омском остроге (четыре года каторги) и нанесла на карту писателя еще шесть городов ‒ Тобольск, Кузнецк, Барнаул, Змеиногорск, Тюмень, Семипалатинск. Парадоксально испытание, которое сломило и убило многих осужденных по делу знаменитого политического кружка, явило миру великого художника-мыслителя. Как точно заметила дочь Достоевского: «Он вышел из Омского острога писателем более крупным, чем вошел». Именно воспоминания Любови Федоровны Достоевской, вызвавшие весьма неоднозначные оценки современников автора Великого Пятикнижия, стали тем неожиданным ракурсом, благодаря которому команде «Любы» удалось избежать в изложении истории тривиальных ходов.

 

Съемочная группа «Любы» постаралась систематизировать фактографический материал, связанный с пребыванием Достоевского на Алтае и в Сибири, посетив множество мест, где он бывал, и в художественной форме реконструировала обстоятельства посещений писателем сибирских городов и круг его общения. Новосибирск, где Федор Михайлович по понятным причинам оставить свой след не мог, оказался не только городом, где родилась идея фильма, но и важной частью сибирского локуса Достоевского. Именно в нынешней столице Сибири хранится метрическая книга с записью о первом бракосочетании писателя. Долгое время документ считался утерянным, однако незадолго до юбилея Достоевского археографы Новосибирского областного архива обнаружили уникальную запись в целости и сохранности.

 


Зазеркалье спектакля «Идиот», ставшего частью сибирского текста Достоевского

Внесла свою лепту в создание фильма и Новосибирская областная научная библиотека, выполнившая функции одной из съемочных площадок и предоставившая для работы трехтомное издание «Евангелие Достоевского». Первый и самый главный том комплекта представляет собой факсимильное издание «Евангелия», сопровождавшего Достоевского на каторге, а приложение содержит дубликат «Сибирской тетради» – одной из дошедших до нашего времени записных книжек писателя, где он описывал каторжный период своей жизни.

 

Еще одной находкой фильма стал спектакль «Идиот» новосибирского драматического театра «Старый дом» в постановке Андрея Прикотенко. Режиссер выступил одним из ведущих экспертов проекта. Артист Тимофей Мамлин, получивший за роль в «Идиоте» национальную театральную премию «Золотая маска», подарил картине закадровый голос. А зашифрованные в зеркальном визуальном коде сцены из нашумевшего спектакля органично вошли в сюжетную канву «Любы» и его хитроустроенную систему отражений, перекличек и преломлений.

 


Дочь Достоевского Люба и Михаил Петрашевский в исполнении Марии Жаворонковой и Сергея Смелых

Пользуясь жанровой свободой, создатели фильма дополнили сибирский маршрут Достоевского перемещением как в пространстве, так и во времени. По максимуму использовав мифогенный потенциал  сибирского текста Достоевского, позволили героям ленты ‒ дочери писателя Любе и революционеру-утописту Петрашевскому (их роли исполнили тогда еще студенты Новосибирского театрального института Мария Жаворонкова и Сергей Смелых) ‒ шагнуть из XIX века в XXI столетие и побывать на спектакле, ставшем знакомым событием в истории современных театральных интерпретаций произведений Достоевского.

 

Первым зрителям фильм, ставший обладателем гран-при всероссийского фестиваля, создатели представили в формате закрытого показа в июне прошлого года. Профессиональное жюри познакомилось с неформатной «датской» лентой нынешним летом. Победа на престижном конкурсе, участниками которого стали 400 представителей региональных филиалов ВГТРК, а также телерадиокомпаний стран ближнего и дальнего зарубежья, открыла для спокойно пребывающей в недрах YouTube «Любы» новую публику и новые горизонты.

 

«Уровень критического мышления всегда выше, когда смотришь на работу, которая уже “отлежалась”, — признается автор идеи и сценарист фильма «Люба» Елена Агамян. — Со временем эмоции и переживания стали тише, но чувства сильнее. Понятно становится, от чего можно было отказаться, чем пожертвовать, чего вовсе не делать, а что, была бы воля, изменить напрочь. Но пусть все останется как есть. Взбалмошно, смело, местами сумбурно, искренне. Такой, на наш взгляд, была дочь Достоевского, такую мы сложили историю. Зачем ее надо было снять, зачем прикасаться к биографии великого писателя, хотя до нас это делало очень много талантливых людей? Не для того, чтобы сделать попытку присоединиться, прислониться. Для того, чтобы пережить то, что происходило во время съемок и после. Мы каждый прошли свой путь испытаний, уготованных новым, обнаженным мировосприятием и обнуленным психологическим состоянием. Погружение в материал было мощным, выход на поверхность непростым. Но каким чутким стал взгляд на всё, что касается страдания человеческого. Как важно было прийти к своему нынешнему пониманию веры. Ее силы и ее необходимости».

 

Фото из архива НГОНБ и съемочной группы фильма «Люба»


The article mentions:


perfomances: