Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Обломоff: история болезни

01 april 2011
Маргарита Данилова Ведомости Законодательного собрания НСО, 01.04.11

Последняя премьера театра по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломоff» (режиссёр-постановщик петербуржец Антон Безъязыков) уже одним своим названием даёт осовремененное представление об известном произведении, сценарий по которому написан Михаилом Угаровым. Это отнюдь не стереотипная интерпретация хрестоматийного произведения — инсценировку недаром называют лучшей пьесой последнего десятилетия.

Подзаголовок «historia morbi», или «история болезни», многое объясняет в неожиданной трактовке романа. Оказывается, Илья Ильич Обломоff — не просто инертный, не состоящий на службе петербургский барин, предающийся на диване разного рода размышлениям. В сценарии Михаила Угарова это больной, боящийся действительности человек, прячущийся от посторонних… под стол, который называет своим «домом». Вытащить в свет и растормошить его удаётся лишь другу детства Андрею Штольцу. Этот «подвиг» для ленивого Обломова сильно меняет его. Но только на время. Душевные потрясения, от которых тот отвык, всё преобразившая любовь не в состоянии изменить привычный образ жизни так, как требуют новые обстоятельства. Да, любовь затратна по силе своего воздействия, как и музыка, которая вызывает слёзы. Гораздо проще укрыться от всего в своём малом мирке и жить простыми житейскими заботами — есть, пить, любоваться плавными движениями округлых локтей молодой женщины, которая всегда рядом и ничего не требует взамен. Никаких волнений, никаких воспоминаний, главное — здесь и сейчас.

Сила любого человека, его уникальность — в цельности и согласии с самим собой. Именно на этом настаивают автор сценария и режиссёр: Илья Ильич Обломоff — единственный цельный человек из всех персонажей пьесы, который мечтает о гармоничном существовании и сохранении своей уникальной целостности. Быть самим собой — не это ли мечта каждого из нас?!

Премьера спектакля «Обломоff» прошла успешно: зрители оценили творческий труд постановщиков, актёров, оригинальную, со смысловой нагрузкой, динамику декораций, всю ту тонкую атмосферу чувств, которая пронизывает невидимую ткань спектакля. Особый эмоциональный фон создаёт музыкальное оформление (Станислав Пастухов), построенное на известной арии Нормы из одноимённой оперы Винченцо Беллини, дополняющее некоторую недосказанность и немногословность постановки, побуждающее зрителя самого проецировать на героев тот накал чувств и звуков, которые были бы слишком банальны на языке слов.

Что ещё можно сказать о спектакле? Что он взывает к чувству, благородству, к сокровенности собственного «я»? К тому, чтобы хранить и беречь, как драгоценный сосуд, свою особенность и уникальность, даже если для кого-то вы кажетесь странным и даже больным. История болезни надуманна, как и персонаж, упрямо в начале пьесы прячущийся под стол. Это своего рода гипербола, помогающая понять отгороженность Обломова от мира и тщеты всего.

Симпатии зрителя на стороне главного героя, остальное окружение — Андрей Штольц, Ольга Ильинская, Захар, доктор, Агафья Матвеевна — воспринимаются как дополнение. Зритель чутко отслеживает всю палитру чувств, которую они несут с собой, — решительный напор и реализм Штольца, бестолковую суетливость и разгильдяйство Захара, философскую проницательность доктора и себялюбивое любовное томление Ольги. Все они проигрывают Обломову в главном — высоте, независимости духа и сохранения своей сути.

Текст на сайте газеты Ведомости Законодательного собрания НСО


The article mentions: