Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Один глаз и все

08 august 2022
Светлана Пыко Место встречи. Сибирь

Говорят, глаза — зеркало души. Почему вы решили запечатлеть только часть души?

 

— Я выбираю рисовать один глаз не потому, что лень рисовать второй. Если посмотреть на фотографию и закрыть на ней один глаз, то видна одна эмоция. Если закрыть другой — мы получим другую эмоцию. Есть один глаз, который как будто социальный, как человек хочет выглядеть, а второй выдает истинную эмоцию. И мне интересней разбираться со вторым глазом.

 

Почему выбрали именно глаза?

 

— Я с детства рисовала, но никогда не увлекалась реализмом. Я любила рисовать горы, пейзажи, но не что-то с лицом. А здесь как-то раз и пошло: один глаз, второй, третий. Я поняла, что получается серия и меня это увлекло. Вообще у меня есть желание дойти до сотни картин. Мне очень хочется этого не потому, что я адский коллекционер. Нет, я поймала себя на ощущении, что если пройти мимо картин на выставке, то кажется, что быстро сменяется множество взглядов разных людей. Я подумала, если их будет больше, то и эффект будет сильней. Мне хочется этого ощущения.

 

 

Почему использовали технику акварели?

 

— Я вообще не знаю, почему акварель. Мне всегда было интересно ковыряться. Это позволяет насладиться процессом. Почему акварель? Да бог его знает, вот просто нравится, как краска с кисточки переходит на бумагу. Мне сложно оценивать с какой-то рациональной точки. Мне нравится, что сложно. Мне кажется, акварель такая же вредная, как я. То есть там нужен один слой, второй, а где-то немножечко размыть. Еще нужно каким-то образом не набрать сразу много краски, чтобы было ярко, потому что потом ничего не исправишь. Может быть, это отражение меня, потому что со мной нельзя резко, я человек с резкой реакцией. Вот как акварель.

 

Все глаза в работах Софьи написаны почти в реальную величину. Но последняя картина на выставке, где изображен глаз самого автора, гораздо больше по размеру. Для детальной прорисовки девушка использовала кисточки «нулевки».

 

Почему свой глаз решили изобразить в крупном формате?

 

— Абсолютно по принуждению. После первой выставки Ольг Шаишмелашвили (художница, которая работает в театре) сказала: «Ты рисуешь в реализме, попробуй большой формат. Большой формат — это всегда гиперреализм. Он стреляет в таком формате». Мне вроде не отзывалось. Это было в 2019 году. И я забыла про это. А когда я пришла в пространство Арт Ель, я встретила Ольгу Шиян и рассказала концепцию. Она послушала и предложила выйти за комфортные рамки и написать большой глаз на стене 170×170. Я отказалась, потому что пришлось бы оставить картину там. Но согласилась подумать над размером и нарисовать на полотне. Это вызов самой себе.

 

— Я не жалею нисколько! Это был потрясающий период с 25 апреля по 31 мая. Было интересно дописать этот большой глаз и вернуться в маленький формат. Я три раза пыталась покончить с этой картиной. Два раза выкинуть, один раз закрасить краской. Благо, меня просто остановили, иначе ее бы не было.

 

Особенность этой картины в том, что она, так же как и остальные, выполнена самыми маленькими кисточками. Софья подчеркивает, что другой сложностью в написании картины был более напряженный процесс рисования. Маленькие картины она пишет в полностью уютной для себя обстановке, а с большим глазом пришлось работать на весу, пытаясь не касаться картины.

 

 

По итогу какой формат вам ближе?

 

— Не знаю, с одной стороны, как вызов, меня тянет написать еще один большой глаз, но я для себя пока не ответила на вопрос: в связи с чем? Мне нужен какой-то повод. У меня нет прецедента, со мной пока ничего не случилось. Я не влюбилась, например. Для меня это важно. Это как будто бы основание для действия, иначе это профанация. А я в жизни больше всего ненавижу профанацию. Меня это как человека убивает. Я не готова, особенно в своем творчестве, идти на это. Может быть я наивна. Ну, пускай. Я буду ценить это качество до потери пульса.

 

Сколько времени уходило на каждую работу?

 

— Абсолютно по-разному. Как-то я проснулась в 7 утра перед репетицией. Думаю, ну пора. И я нарисовала его за час. Есть глаза, которые недели две писала. Еще я поняла, что мне важно время не прямого контакта с работой, а отдыха от нее. Что-то внутри происходит, и это отражается на работе, влияет на технику.

 

На протяжении всей выставки зрителя сопровождает мелодия, специально разработанная Софьей и звукорежиссером Сергеем Машуковым. Девушка считает, что композиция необходима для передачи ее замысла и чувств.

 

— Музыка как отдельное высказывание, но при этом, она перекликается со всеми картинами. Когда я ее первый раз услышала, у меня была ассоциация с фильмом «Интерстеллар». Это прямая аналогия: глаза-космос-мир-вселенная.

 

Над выставкой Софья работала около 6 месяцев.

 

 

Как на ваш взгляд правильно подходить к просмотру выставки?

 

— Да кто ж его знает. Иногда я захожу на выставку, хожу и подслушиваю, кто что говорит. Вот это любопытно. Была одна пара, которая около каждой картины стояла минут по двадцать. Это было удивительно, потому что у них «такоооой» разбор был. Люди сравнивают с собой, пытаются угадать эмоции. При этом человек судит из своего собственного состояния. Если ему грустно, он начинает наделять глаза грустью, вселенской тоской. Кто-то наоборот видит какую-то искру.

 

Вы можете себя назвать настоящим художником?

 

— Мне кажется, абсолютно точно утвердилось, что я художница. После второй выставки, я могу смело это говорить, потому что первая была еще пробой пера. Это было под крылом родного Старого дома. Туда приходили только мои зрители. Они знают меня прежде всего как актрису. А тут, даже на открытии, я поняла, что не знаю 60 процентов людей. И это выход из зоны комфорта. Я могу сказать, что сейчас я позиционирую себя как художник. И мне это нравится. До этого было немного смущения, кокетства. Сейчас я могу сказать, что я залезла на какую-то вершину.

 

Первый раз зрители смогли увидеть картины Софьи еще в 2019 году. Тогда выставка проходила на втором этаже театра «Старый дом».

 

— У нас в тот момент очень стремительно начало развиваться пространство второго этажа. Там что-то начало происходить. А картин у меня уже в тот момент было много. И поскольку я визуал, я понимала, как это можно стилистически реализовать. Я обсудила с дирекцией театра, с Ириной Александровной. И они меня поддержали.

 

 

Какие планы на дальнейшее развитие в сфере?

 

Я пока под впечатлением от второй выставки. Я вчера написала пост в инстаграм*, что надо бы уже подвести итоги, а я пока не могу. Сейчас происходит буря событий. Я через день даю интервью, знакомлюсь с новыми людьми, и они мне приятны. Мне фартит. Когда нужно будет принимать решение, что делать дальше, я как будто закрою эту дверцу. Пока я не в состоянии это сделать и у меня есть еще некоторое количество событий, например, скоро должен выйти журнал. Вот иногда сидишь на репетиции, тебя в инстаграм* отмечают незнакомые люди и пишут что-то про картины. На днях пришла отметка и написано «На выставке у Ван Гога». Я, конечно, с иронией отнеслась, но все равно приятно. И пока все идет, не хочется ставить точку. Во-вторых, я ищу варианты куда-то ее (выставку) повезти. До 4 августа я даю себе карт-бланш, чтобы пожить в такой атмосфере и не торопить события. Побыть в настоящем, не в будущем, не в прошлом. Не хочу ничего анализировать. Может быть, это леность души, а, может быть, желание насладиться. Сейчас 10 числа будет экскурсия (по выставке), как на открытии. И скорее всего, будет еще одна 24. То есть я еще не могу эту историю отпустить. Здорово, что у меня есть желание. Есть потребность и у тех, кто приходит. Я не смогла уместить всю информацию, которую хочу рассказать, про выставку в кюар-кодах и текстах.

 

24 июля в 18:00 Софья проведет бесплатную экскурсию.

 

В 2023 году актриса планирует создать новую выставку, но уже из фотографий.

 

Выставка «Один глаз» будет открыта до 4 августа. Она находится в пространстве «Арт Ель» по адресу Романова 23. График работы: ПН-ВС с 12:00 до 21:00. Телефон: 7 (996) 381-39-59

 

*Принадлежит Meta, признанной в Росси экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ.


The article mentions:


Peoples: