Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

21 November, Thursday

Double game

more details>

Одиночество Чарли Гордона

19 september 2024
Евгения Буторина Ревизор.ру
Все фото Виктора Дмитриева
 
Все фото Виктора Дмитриева

 

Прошлый юбилейный сезон в театре был насыщен событиями и премьерами, " Цветы для Элджернона" стали последней премьерой и были показаны три раза в самом конце июня. Неудивительно, что и новый 91-й сезон театра открылся этим спектаклем.

 

Горькая и щемяще-нежная история Чарли Гордона, 37-летнего мойщика полов, страдающего глубокими ментальными нарушениями, стала для режиссера Андрея Гончарова и драматурга инсценировки Надежды Толубеевой поводом поговорить об одиночестве человека в мире людей, о детских травмах и родительской ответственности, о дружбе и предательстве… Обо всех тех вещах, которые так важны каждому – вне зависимости от возраста и уровня интеллекта. И та самая операция, которая дает толчок интеллектуальному развитию Чарли (и Элджерона) – лишь триггер, который обостряет проблему, не всегда заметную в повседневной реальности.

 
Пересказывать историю Дэниела Киза о том, как уборщик стал гением, а потом  вернулся к  прежнему состоянию, наверное, все же не стоит. Она стала классической, пережила не один десяток инсценировок, но не стала от этого менее пронзительной. В интерпретации "Старого дома" события остались прежними,  изменился лишь взгляд на них, точка восприятия.




 
Авансцена, отделенная полупрозрачными  шторами – реальный мир, где гордая профессор Немур (Лариса Чернобаева) представляет гения. Придумавшего и осуществившего  сложнейшую операцию – доктора Штрауса (Андрея Сенько). Они говорят много красивых слов о человечестве и прогрессе, любуясь собой. Они так узнаваемы.

 
Здесь мы знакомимся с Чарли Гордоном (Виталий Саянок), слушаем его  наивные мечты.

 
Здесь, на авансцене, действия немного, ведь самое главное происходит там, в глубине, где стены окрашены черным…

 
Глубина сцены – подсознание, внутренний мир Чарли Гордона,  куда он попадет  после операции, став иным, выйдя на новый уровень. Здесь   спрятаны воспоминания о родительском предательстве, когда Мать (Вера Сергеева) требует убрать из дома  ребенка, не оправдавшего  надежд. Он – не такой, как все, им нельзя гордиться. И отец, мягкий  и старательно добрый (Юрий Кораблин) увозит Чарли  из родного дома.. Здесь же, в одном из ящиков в стене, вне хронологии, таятся и воспоминания о том, как ставший гением Чарли вновь приезжает в родной город, приходит в парикмахерскую к отцу. И тот категорически отказывается узнавать его, вновь предавая…

 
Здесь постаревшая, впадающая в маразм, мать сырой тряпкой стирает со стен, обесценивая, выведенные гением Чарли формулы – ей все это неважно. Она не хочет знать ничего о сыне, о его успехах.




Здесь Профессор Немур и доктор Штраус цинично пересматривают результаты исследований и пытаются их переиначить, потому что очень хочется остаться на гребне волны и славы, а судьбы мышонка Элджернона или Чарли Гордона тому мешают.

 
Здесь в тихой уютной гостиной Чарли ведет философские беседы с единственным родным, близким, понимающим его существом – мышонком Элджерноном. Но и тот покидает Чарли, уходя навсегда.

 
Здесь учительница Алиса Кинниан (Анастасия Белинская) пытается  поддержать и понять Чарли, но она знает и помнит того Чарли, с авансцены. А он давно изменился…

 
Получился удивительно щемящий, тонкий и  многозначный  спектакль о трагическом одиночестве личности, где для каждого зрителя спрятаны свои светящиеся знаки на черной стене подсознания.

The article mentions:


perfomances: