Горькая и щемяще-нежная история Чарли Гордона, 37-летнего мойщика полов, страдающего глубокими ментальными нарушениями, стала для режиссера Андрея Гончарова и драматурга инсценировки Надежды Толубеевой поводом поговорить об одиночестве человека в мире людей, о детских травмах и родительской ответственности, о дружбе и предательстве… Обо всех тех вещах, которые так важны каждому – вне зависимости от возраста и уровня интеллекта. И та самая операция, которая дает толчок интеллектуальному развитию Чарли (и Элджерона) – лишь триггер, который обостряет проблему, не всегда заметную в повседневной реальности.
Пересказывать историю Дэниела Киза о том, как уборщик стал гением, а потом вернулся к прежнему состоянию, наверное, все же не стоит. Она стала классической, пережила не один десяток инсценировок, но не стала от этого менее пронзительной. В интерпретации "Старого дома" события остались прежними, изменился лишь взгляд на них, точка восприятия.
Авансцена, отделенная полупрозрачными шторами – реальный мир, где гордая профессор Немур (Лариса Чернобаева) представляет гения. Придумавшего и осуществившего сложнейшую операцию – доктора Штрауса (Андрея Сенько). Они говорят много красивых слов о человечестве и прогрессе, любуясь собой. Они так узнаваемы.
Здесь мы знакомимся с Чарли Гордоном (Виталий Саянок), слушаем его наивные мечты.
Здесь, на авансцене, действия немного, ведь самое главное происходит там, в глубине, где стены окрашены черным…
Глубина сцены – подсознание, внутренний мир Чарли Гордона, куда он попадет после операции, став иным, выйдя на новый уровень. Здесь спрятаны воспоминания о родительском предательстве, когда Мать (Вера Сергеева) требует убрать из дома ребенка, не оправдавшего надежд. Он – не такой, как все, им нельзя гордиться. И отец, мягкий и старательно добрый (Юрий Кораблин) увозит Чарли из родного дома.. Здесь же, в одном из ящиков в стене, вне хронологии, таятся и воспоминания о том, как ставший гением Чарли вновь приезжает в родной город, приходит в парикмахерскую к отцу. И тот категорически отказывается узнавать его, вновь предавая…
Здесь постаревшая, впадающая в маразм, мать сырой тряпкой стирает со стен, обесценивая, выведенные гением Чарли формулы – ей все это неважно. Она не хочет знать ничего о сыне, о его успехах.
Здесь Профессор Немур и доктор Штраус цинично пересматривают результаты исследований и пытаются их переиначить, потому что очень хочется остаться на гребне волны и славы, а судьбы мышонка Элджернона или Чарли Гордона тому мешают.
Здесь в тихой уютной гостиной Чарли ведет философские беседы с единственным родным, близким, понимающим его существом – мышонком Элджерноном. Но и тот покидает Чарли, уходя навсегда.
Здесь учительница Алиса Кинниан (Анастасия Белинская) пытается поддержать и понять Чарли, но она знает и помнит того Чарли, с авансцены. А он давно изменился…
Получился удивительно щемящий, тонкий и многозначный спектакль о трагическом одиночестве личности, где для каждого зрителя спрятаны свои светящиеся знаки на черной стене подсознания.