От театральных баек до анекдотов
19 october 2015Алексей Кудинов ВМЕСТЕ
Один из самых видных отечественных режиссёров и педагогов Лев Эренбург проводит недельный мастер-класс с артистами "Старого дома". Художественный руководитель петербуржского НеБДТ работает над актёрской техникой ключевым для отечественного театра методом - с помощью этюдов. Которыми в последнее время пренебрегают всё больше постановщиков.
Один из финальных эпизодов "Вишнёвого сада" артисты старого дома проигрывают раз за разом. Не на сцене, правда, а в пустующем в обеденное время театральном кафе. Пары меняются. И у одних последнее свидания Лопахина и Вари выходит страстным, у других - превращается в паузу, заполненную внутренними переживаниями. Каждый актёрский этюд затем все вместе обсуждают - готовых рецептов, как сделать ту или иную сцену, ни у кого из собравшихся нет.
Заполучить в качестве тренера, педагога, лауреата Золотой маски Льва Эренбурга - удача для любого театра. Он - один из тех режиссёров, которые сегодня являются той самой "русской школой", котороё кое-где ещё гордятся. Если нужно, особенно где-нибудь в Москве, он может приехать и сделать спектакль, разжевав актёрам всё до конкретного движения головой. Но в своём петербуржском НеБольшом драматическом театре добивается предельного обострения чувств и эмоций. Правды русского психологического. а может - и натуралистического театра. И делает это вместе с артистами...
Театральная биография Льва Эренбурга нетипична. Родился в Сталинске (сегодняшнем Новокузнецке), окончил филфак ТГУ, и уже затем - актёрское отделение новосибирского театрального училища, работал в нашем ТЮЗе, в Чите. Затем в Ленинграде получил режиссёрское образование у Товстоногова, а в 40 лет отправился учиться медицине. Работал врачом в стоматологической поликлинике. Потом вернулся в профессию, снимался в кино. Сегодня специалиста с 4-мя образованиями частенько называют режиссёром русской боли, хирургом, вскрывающим самый сложный драматический материал.
Мастер-класс в "Старом доме" рассчитан на неделю. Может быть он выльется в дальнейшую совместную работу, например - в постановку "Вишнёвого сада", который стал основным материалом для работы. Во всяком случае, в театре на это надеются, да и труппа на идеи режиссёра откликнулась. Впрочем, чётких договорённостей, о которых можно говорить. пока нет. А опыт совместной работы даже и без постановки спектакля должен принести свои плоды. Смотреть видео.