Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

18 December, Wednesday

more details>

Панчлайны по Шекспиру

15 november 2018
Юлия Оскарева Место встречи. Сибирь

Зачем Офелии лампочки на голове, Гертруде гироскутер, а Гамлету рэп: 31 октября «Старый Дом» показал зрителю нового Гамлета в исполнении Александра Вострухина в спектакле “Sociopath/Гамлет” Андрея Прикотенко.

 

Гамлет (Александр Вострухин) стоит у микрофона, сосредоточенно «тыкает» в смартфон: находит в интернете фортепиано — тут же записывает мелодию, пыхтит в микрофон — выходит бит. Осталось только записать текст.

Сцена отгорожена от зрителей металлической сеткой в форме прямоугольника. На неё проецируется шекспировский текст в переводе Пастернака, изображения героев в полный рост и их характеристика от Гамлет.  Лицо Полония (Анатолий Григорьев) зритель видит на сетке каждый раз, когда он подслушивает разговоры в замке.

Перед началом спектакля входы в это пространство открывают безмолвные фехтовальщики, чтобы герои могли свободно входить и выходить, общаться со зрителями: оправдать слишком простые рифмы во время баттла или пошутить, что Гамлет мог бы стать актёром, если бы захотел.

«Социопат» — это история Гамлета, а не произведение Шекспира. За основу сюжета взяты только герои пьесы и основная сюжетная линия. Социопат отказывается соответствовать нормам общества, он игнорирует права других людей, разрушает принятые рамки общения. Так и здесь, режиссер отказывается от первоначальной формы, а герои внутри клетки разрушают четвертую стену,  обращаясь к зрителям.

«Теперь я знаю, что я не один. Я знаю, что вы у меня есть», — сообщает зрителям Гамлет.

 

Сцена из спектакля "Sociopath / Гамлет"

 

Герои внутри клетки, будто в игре Гамлета. Мы смотрим на все глазами Гамлета. Социопат не видит вокруг себя положительных персонажей, поэтому их не встречает и зритель: злая и властная мать (Лариса Чернобаева), жадный до власти и денег дядя (Ян Латышев) тратят все время на физическое самосовершенствование. Офелию (Софья Васильева) как глупую марионетку мотает из стороны в сторону. Гамлет отталкивает её, а мать героя толкает обратно: «Люби его, поняла?». В наивных кудряшках загораются лампочки, но в следующую минуту она падает на пол в неестественной позе, и «свет» в голове гаснет — не выдерживает сумасшествия и недоверия любимого.

Гертруда, мать Гамлета, весь спектакль катается на гироскутере: слишком важная птица, чтобы ходить. Эту самую важность подчеркивают черные перья на платье. Она холодна и надменна, без колебаний соглашается убить сына. Но вот уже перед смертью женщина в простой футболке и штанах, важность и надменность, кажется, улетучились вместе с перьями — Гертруда оказалась такой же глупой марионеткой в руках Клавдия (Ян Латышев), как и Офелии.

В рэпе панчлайн — ударная строка с языковой игрой, она раскрывает смысл предыдущих слов. Панчу предшествует завязка или, так называемый, сетап, который создает интригу. Панчлайн «Социопата» — рэп-баттл между дядей и Гамлетом.

Гамлет разоблачает всех, кого видит как в прозе, так и через рэп. Он говорит много неприятных, но убедительных слов про людей, их природу и слабости, но делает это настолько нудно, что эта «правда» становится никому не нужна. Невольно встаешь на сторону дяди в рэп-баттле. Но несмотря на нудность, наш Социопат искусно владеет словом и побеждает. Если бы он владел шпагой так же искусно, то и финал был бы другим. Но режиссер показывает зрителю, что все до сих пор решает сила, а не слово.

Пока герои дерутся, их обувь противно визжит. Этот визг контрастирует с ритмичными битами, как кровавая бойня внутри клетки контрастирует с компьютерной игрой, в которую пригласил нас Гамлет Вострухина в начале спектакля.

Cмотришь на «типа Гамлета» и видишь себя, недовольного ни собой, ни другими: ты и сам попал в эту клетку к Социопату, мечешься в ней, пытаешься выразить чувства и осмыслить происходящее, как и он. Выхода нет, как вошел — не помнишь. Так и Гамлет появился в клетке внезапно, много раз сбегал из неё, но все равно вернулся и в ней же умер. Одинокий и уверенный, что сила в правде.

На спектакль хочется вернуться после того, как найдешь, что возразить пессимистичному Гамлету. И заодно посмотреть на Гамлета уже в исполнении Анатолия Григорьева.

 

Фото: Виктор Дмитриев


The article mentions:


perfomances: