Арсений Мещеряков поставил рассказы Хармса – перемешал страшилки и смешилки, разбавил абсурд клоунадой, и из лабораторного этюда, год назад увлекшего артистов и зрителей, родился спектакль "Скасска".
Первый показ прошел еще перед премьерой – в Москве на Патриарших прудах, где была установлена открытая сцена Международного открытого фестиваля "Театральный бульвар – 2025". Здесь под открытым небом пробегали во сне гражданина кусты, прятались милиционеры, уводил героя ангел смерти и прекрасного принца обливали борщом из кастрюли, потому что "если принц, то что, борщом облить нельзя?"

А потом спектакль перенесся на родную сцену, и здесь тоже оказался удивительно органичен, заполнен светом и странными звуками, которые на первый взгляд кажутся какофонией, но за полтора часа действия сливаются в единую партитуру.
- Хармс самый театральный автор, – уверен Арсений Мещеряков. – Не случайно в конце каждого рассказа у него написано: "Занавес". Это клоунада, здесь важен первый импульс, какие-то ощущения.
Искать сквозной сюжет в коротких чернушных анекдотах, страшилках и маленьких сказках смысла нет. Ты плывешь по течению, разглядывая мозаику из абсурдных историй, которые смешат, пугают, удивляют. И оказываешься втянут, вплетен в этот странный мир, где мужика в красных боксерских перчатках, сидящего на дереве, персонаж видит, только надев пенсне. Ну и зачем смотреть на него? Можно же пенсне снять. И тогда мужик пропадет… Но ведь был, был, грозился? И снова вместе с героем надеваешь пенсне, чтобы убедиться – вот он, сидит, грозит… а кто из нас не был Леночкой, которой хочется схватить ножницы и резать, резать, резать – салфетки, столы, дом, ткань мироздания…И кому не близка история Антона Антоновича, который однажды сбрил бороду, и его теперь никто не узнает, никто не общается, его вычеркнули из привычного мира. Или вот маленький человек – он так мечтал встретить ВолЧебницу, а встретил – я и растерялся, и не попросил…

А самое грустное, что внятно пересказать этот спектакль невозможно – как словами передать интонации актеров, пластику их движений, которая рождает самые причудливые образы? Талантливо сыграть куст – это "посильнее, чем Фауст Гете". Труппа "Старого дома" продолжает потрясать и восхищать. Артисты легко меняют образы, пластично перетекая из гротеска в лирику, из клоунады в трагедию. В крохотной истории раскрывая не просто персонажа, но архетип. И создавая нечто уникальное, что не передать словами. Вот пишу – артисты выезжают на детских велосипедах под розовыми надутыми шариками и поют: "Шарики – сударики блестят и шелестят, блестят и шелестят". Но разве можно этой фразой показать тот медиативный настрой, то удивительное погружение в чудо, которое происходит за эти пять минут с залом?.. Фыркнет читатель, а зрители, выходя из театра, напевают "блестят и шелестят"…

Режиссёр – Арсений Мещеряков, художник – Екатерина Эрдэни, художник по свету – Евгений Киуру, саунд-дизайнер – Евгений Гербутов. В ролях: Арсений Чудецкий, Тимофей Мамлин, Александр Шарафутдинов, Андрей Сенько, Анастасия Белинская, Евгений Варава, Софья Степанова.