Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

TODAY IN THEATER

25 April, Thursday

Misunderstanding

more details>

Полутона и символы "Чувств"

17 january 2011
Татьяна Решке Вечерний Новосибирск, 18.06.2008

Режиссерская идея заключалась в том, чтобы раскрыть захватывающий мир чувств и эмоций, используя богатейшую (на грани акробатики) актерскую пластику, маскарадные краски и даже «живую» музыку, звучащую в исполнении «чеховской капеллы» — трогательного маленького оркестра, играющего прямо на сцене. Перед труппой «Старого дома» стояла необычная задача: «сыграть слова», изобразить их так, чтобы всё было понятно почти без слов. В романтический сюжет спектакля оказались вплетены фрагменты сразу нескольких чеховских произведений: «Верочка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Несмотря на то, что персонажи на сцене разговаривали мало, они вышли хорошо узнаваемыми. Прежде всего — главная героиня Лариса (Лариса Решетько), задающая самой себе и зрителю, сидящему в зале, грустный чеховский вопрос: отчего люди не летают, как птицы? Девушка-«чайка», упустившая синицу из рук и с тоской провожающая стаи журавлей в небе… Трагикомичная «журавлиная» сцена — одна из сильнейших в спектакле: в течение нескольких минут перед зрителем пролетает будущая жизнь безутешной Ларисы, десять долгих лет одиночества. Кстати, тема женского одиночества на подмостках новосибирских театров озвучивалась уже не раз, и, пожалуй, «Чувства» могут быть причислены к самым странным, самым выразительным историям.

Очень понятен и убедителен главный герой несостоявшегося романа — Владимир Николаевич (Владимир Борисов), начитанный горожанин, видящий мир шаблонно и плоско (нам ли, обитателям современных мегаполисов, его не понять?). Писатель, «не дотянувший до Шопенгауэра», — он уже недостаточно прост для того, чтобы ощутить нормальное человеческое счастье. Горе-философ из числа тех, которых во все времена много было на Руси, он отчаялся ждать: когда же, наконец-то, удастся «полюбить не насильно«? И так глупо, «по-собачьи», состарился в тридцать лет…

Из всего вышесказанного не стоит делать вывод, будто зрителя, пришедшего на спектакль, ждет удручающее, тяжкое зрелище. Чехов — он тем и неповторим, что умеет тонко улыбнуться в самой угрюмой, трагической ситуации. И режиссеру вполне удалось передать эту улыбку. Реплики, которые прозвучали из уст героев, оказались хоть и редкими, но меткими — чеховские фразы не канули в море ужимок и акробатических трюков. Напротив, бессловесное действо воспринималось, скорее, как красивая прелюдия к этим самым главным, решающим словам.

А в целом хотя новый спектакль и получился остроумным и своеобразным (хореография — выше всяких похвал, костюмы-маски, в том числе Медведь — забавны, картинки — колоритны), но придется он по вкусу далеко не всем. Спектакль рассчитан, прежде всего, на такого зрителя, который понимает намеки и полутона, символы и недосказанности.

«Чувства» — одно из последних событий уходящего театрального сезона. Среди отшумевших премьер «Старого дома» — мистический «Ворон», трагическая «Тереза Ракен», искрометная «Трактирщица»… По приглашению театра Новосибирск посетил Кшиштоф Занусси, уже приступивший к работе над спектаклем по пьесе Отто Эскина «Дуэт». В ближайшее время «Старому дому» предстоит реконструкция, осенью состоится премьера «Дуэта», будут подведены итоги участия в международных фестивалях… В общем, как говорится, поживем — увидим.


The article mentions: