Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

22 December, Sunday

more details>

Приготовьте ваши «Маски» и перчатки. «Золотая маска» объявила номинантов

22 november 2020
Татьяна Кузнецова, Ольга Федянина, Сергей Ходнев Коммерсант

Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов, которые будут участвовать в конкурсе 2021 года. Хотя отчетный сезон 2019/20 года оказался искалеченным пандемией, эксперты предложили вполне солидный перечень состязающихся, который комментируют Ольга Федянина, Сергей Ходнев и Татьяна Кузнецова.

 

Драма и театр кукол

 

Сезон во всех театрах оказался «уполовиненным»: эксперты учитывали только премьеры, выпущенные до весеннего закрытия театров — все новинки лета и осени числятся уже в сезоне 2021/22 и перешли в ведение следующего экспертного совета. Так что о тенденциях сезона вряд ли можно как-то обоснованно говорить.

 

Однако если и не тенденции, то особенности у нынешней кризисной афиши все же есть. Если говорить о драматической программе, то это касается и репертуара, и состава номинантов.
 
Что до репертуара — было опасение, что и театры, и эксперты «Золотой маски» в сложные времена предпочтут все проверенное и хорошо знакомое.
 
Это опасение не подтвердилось ни в каком виде, никакого засилья «Вишневых садов», «Без вины виноватых» и «Гамлетов» в объявленной афише не наблюдается. Из проверенных названий в афише следующей «Маски» есть лишь «Дядя Ваня» (Омский театр драмы, режиссер Георгий Цхвирава), «Король Лир» (Небольшой драматический театр, режиссер Лев Эренбург) и не слишком частый в России «Пер Гюнт» (театр им. Евг. Вахтангова, режиссер Юрий Бутусов). Ни «Идиота» Андрея Прикотенко (театр «Старый дом», Новосибирск), ни «Бориса» в постановке Дмитрия Крымова (проект Леонида Робермана и Музея Москвы) к вечнозеленой классике не отнесешь, это совсем вольные, «далековатые» режиссерские вариации на темы канонических текстов. Наоборот, заметен запрос на материал либо совсем актуальный, либо не слишком знакомый — в афише царят названия неизвестные, новые, созданные специально для конкретных спектаклей.
 
 

Вторая заметная особенность афиши драматической «Маски» — то, что в ней мало театров-«тяжеловесов»: уже упомянутый Вахтанговский, БДТ — с совсем камерной работой «Ночной писатель» Яна Фабра и Театр наций — с бесспорной удачей Андрея Могучего («Сказка про последнего ангела») — вот, собственно, и все. Зато много имен и театров, которые в последние несколько лет постоянно были предметом внимания экспертных советов, но не всегда попадали в основные номинации: это и Татарский драматический театр из Альметьевска («Королевство кривых»), и казанская творческая лаборатория «Угол» («5 мм н»), и Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева из Улан-Удэ («Наводнение») — и еще с десяток других. Кроме того — и это тоже безусловное достоинство фестивальной афиши — в отборе сезона много негосударственных театров и спектаклей-проектов, выпущенных вне рамок репертуарного театра (например, «телефонный» спектакль «Алло» проекта «Разговоры», фонд Alma Mater, и Союз театральных деятелей России; спектакль-прогулка «Рас-стаемся» режиссера Жени Беркович, Мобильный художественный театр).

 

Последняя заметная тенденция — эксперты в этом году высоко оценили то, что можно назвать последовательностью. Абсолютными лидерами отбора стали два театра, которые уже несколько сезонов проводят ясную репертуарную политику. «Электротеатр "Станиславский"» под руководством Бориса Юхананова все последние годы остается местом современных экспериментальных форматов и, главное, местом радикального синтеза драматического театра и современной оперы. До сих пор «Электротеатр» претендовал главным образом на номинации в «Эксперименте», а в этом году получил рекордные 22 номинации — за два оперных спектакля и один драматический. Второй лидер — новосибирский «Старый дом» получил 11 номинаций за спектакль «Идиот» в постановке Андрея Прикотенко, который тоже уже несколько лет набирает популярность со своими авторскими режиссерскими вариациями на классические темы.

 

Последовательность репертуарной политики была оценена не только в выборе конкурсной программы: не попал в основные номинации обновленный Театр на Малой Бронной, зато эксперты отметили в лонг-листе три из четырех премьер, выпущенных театром в прошлом сезоне.

 

Единственной заметной данью традициям стал выбор драматических экспертов в театре кукол: три из семи спектаклей-номинантов представляют петербургские кукольные театры, и это объективное лидерство, на которое пока не влияют никакие сезонные колебания и эпидемические катаклизмы.

 

Продолжение статьи по ссылке: https://www.kommersant.ru/doc/4582085?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile 


The article mentions:


Peoples:

perfomances: