Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Проблема театрального входа

18 january 2011
Марина Вержбицкая «Ведомости», 06.11.2009

— Почему вы решили дать своему мастер-классу название «Алхимия восприятия»?
— За свою жизнь я кое-что узнал, и мне хочется чему-то научить других. Условно свой семинар я назвал «Алхимия восприятия». Этот раздел системы Станиславского сегодня толком не освоен. Всё больше зациклены на действии, то есть — на векторе: от актёра к партнёру, к залу, к миру. А от мира-то актёру что перепадает? Как мне кажется, одна из всегдашних проблем театра драматического — это проблема входа, а не выхода.
— Для чего артистам нужны подобные мастер-классы?
— Прежде чем выйти на сцену, танцор непременно разогреется у станка, певец распоётся. А что разогревать драматическому артисту? Конечно, своё восприятие — что в меня попадает и как во мне преобразуется. Без этого актёры перестают искать, удивляться и переходят на штампы.
— С кем легче работать в рамках «Алхимии восприятия» — с начинающими или более опытными артистами?
— Режиссёрам часто приходится воевать с актёрами, с их штампами и представлениями о театре, которые уже устарели. На мастер-классах у меня нет проблем: актёры открываются, интересуются, удивляются, меняются как люди — и процесс двигается с места. Вот это состояние неравнодушия и важно сохранить. Правда, легче эти азы познавать тем, кто начинает с нуля, потому что у опытных артистов как будто прорыта какая-то колея, и они невольно в неё попадают. Со временем у многих профессионалов устает мозг: они не ищут, не выдумывают, не волнуются. Так теряются требования к себе и стимулы к развитию. Актёр выходит на сцену и думает: «Зачем? Меня видно, зритель аплодирует». А ведь как говорил Михаил Чехов: «С чего начинается артист? С удивления».
— В своих тренингах вы используете разработки известного русского актёра, режиссёра и педагога Михаила Чехова, которые принято противопоставлять знаменитой системе Станиславского.
— Я не думаю, что эти системы следует противопоставлять. Михаил Чехов был в каком-то смысле учеником Станиславского. Он слушал его уроки и первым написал впечатления о системе. На разработку «Алхимии восприятия» ушло около тридцати лет. В мою концепцию вписывается и творчество Михаила Чехова, и теория психологии установок. Это и новое, и хорошо забытое старое. На мастер-классах мы делаем упражнения, которым более ста лет.
— Чего не хватает современным российским актерам?
— Не хватает каких-то глобальных задач. Время идет быстрее, куда-то торопится. Люди перестают нуждаться в глубоких театральных впечатлениях, когда от просмотра спектакля сбивается дыхание, когда по окончании выходишь на улицу и не можешь дышать. Сейчас театр ниже, даже слабее. И задачи перед актерами стоят более мелкие. Чтобы просто сыграть, много не надо. Разве что выучить текст. Костюмчик тебе сошьют, из-за какой кулисы выйти скажут, а если роль попалась хорошая, то тебя к тому же будут любить девочки. А вот для того, чтобы сыграть роль широко, нужно пройти особую вакцинацию. Нужно получить от жизни кое-что такое, чтобы играть да и жить по-другому.


The article mentions: