Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Промежуточные итоги «Золотой маски»
09 november 2015Марина ВЕРЖБИЦКАЯ Новая Сибирь
ВПЕРВЫЕ за всю историю существования труппы спектакль новосибирского театра «Старый дом» вошел в основную программу премии-фестиваля «Золотая маска». Возможность побороться за главную театральную премию страны по итогам сезона 2014-2015 годов получили нашумевшие «Элементарные частицы». Выписанный средствами постдраматического театра спектакль про Академгородок показался экспертному совету форума сверхактуальным и интересным не только с точки зрения темы и сюжета, но и в плане эстетической формы. Как следствие, на соискание престижной награды «Элементарные частицы» заявлены сразу в трех номинациях: спектакль малой формы, работа режиссера (Семен Александровский), работа художника (Алексей Лобанов).
Спектакль «Элементарные частицы» — проект, посвященный мифологии и истории Академгородка. Это первая попытка театрального осмысления «биографии» одного из важнейших исследовательских пространств Новосибирска и России. Специально для этого проекта Вячеслав Дурненков, обладатель всевозможных наград в мире современной драматургии, написал текст, основанный на архивных документах, книгах и интервью с известными жителями Академгородка. «Академгородок — это не просто точка на карте. Это место силы. Вернее, то место, где сталкивались встречные потоки, возникали турбулентность, хаос, синергия; была воплощена в жизнь советская Утопия о городе науки, городе будущего, главной магистралью в котором стала научная мысль. Что происходило там в 60-е? Зачем нам сейчас думать об этом? Что общего у нас с людьми того времени? Почему эти сумасшедшие, дерзкие люди лезли на рожон и дискутировали с властью? Может ли повториться такое? Разумеется, наш спектакль — это прежде всего рассказ о людях. Ученый был героем своего времени. Он увлеченно вкалывал в лаборатории, ухаживал за женщинами, слушал джаз и Галича, давал премии Стругацким, бегал на лыжах и верил, что наука спасет мир», — поясняет Вячеслав Дурненков.
Главный вопрос, который оказывается в центре внимания постановщиков, — возможно ли построить остров научной и культурной свободы в закрытом государстве? Важная часть спектакля — это «Письмо 46-ти», которое подписали новосибирские ученые в поддержку московских диссидентов, а после — начали подвергаться последовательной травле. Для режиссера Семена Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова именно этот исторический эпизод стал поводом для размышления о закономерностях, приводящих любую солнечную утопию к катастрофе.
Вхождение «Элементарных частиц» в шорт-лист «Золотой маски» — это первая номинация в основной программе в истории театра, но не первое участие в фестивале. В 2013 году спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» (по тексту Вячеслава Дурненкова, режиссер — Семен Александровский) участвовал в проекте «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая маска». В 2014 году в длинный список премии вошла постановка «Пер Гюнт» в режиссуре Антонио Лателла.
По итогам минувшего сезона «Старый дом» стал единственным новосибирским театром, представленным в программе премии-фестиваля. Большие шансы, по мнению профессионального сообщества, были бы у Новосибирского театра оперы и балета. Печально известному спектаклю «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина буквально с первых показов прочили победу в номинациях для музыкального театра. Однако скоропостижное снятие постановки с репертуара изменило расстановку сил и сделало невозможным участие коллектива в «Золотой маске». Тот же человеческий фактор оказал медвежью услугу одноактному балету «Сны под свинцовым небом» в хореографии Эмиля Фаски.
В сложившейся ситуации порадоваться можно только одному: не смея претендовать на оперу и балет, Новосибирск не оплошал в мюзикле. Спектакль «Вий» театра музыкальной комедии выдвинут на соискание «Золотой маски» в четырех номинациях — лучший спектакль в жанре, лучшая мужская роль (Дмитрий Савин), лучшая работа художника (Кирилл Пискунов) и художника по свету (Иван Никитин). Кроме того, в лонг-лист главной премии страны вошло сразу три драматических названия: «Довлатов. Анекдоты» («Красный факел, режиссер — Дмитрий Егоров), «Король Матиуш» (театр «Глобус», режиссер — Полина Стружкова), «Путешествие Алисы в Швейцарию» («Асфальт-театр», режиссер — Сергей Чехов). Согласно официальному протоколу, эти спектакли до последнего находились в поле зрения критиков, однако немного не дотянули до финишной прямой.
The article mentions:
perfomances: