Путешествие к архетипам
31 march 2023Наталия Дмитриева Ведомости НСО
В канун Международного дня театра актёрский марафон «Без дистанции» вышел на новый виток игры с формами и смыслами — проект с каждым годом набирает вес и опыт, помогая артистам обрести независимость от железной воли режиссёров и драматургов. Исторические корни проекта уходят в середину 90-х годов прошлого века, когда стародомовцы придумали конкурс самостоятельных актёрских работ «Свободная сцена», — в 2020 году опыт «коллективного театрального бессознательного» трансформировался в проект «Без дистанции», открывший театру новые имена в афише. В 2023 году в зоне зрительского внимания оказались семь уникальных актёрских проектов, где творческий дух свободы проявил себя в смелых концептуальных формах — от трансперсонального перформанса до треш-концерта. И на этот раз проект «Без дистанции» превратился в острый социальный срез, где в зеркале сцены отразились сегодняшние реалии, наши страхи, надежды и помыслы.
Сегодня авторы всё чаще идут за водой к «сказочному колодцу», где черпают идеи для своих высказываний — когда в турбулентной реальности трудно найти ответы на свои вопросы, на помощь приходит пространство сказаний, мифов и эпосов. Архетипичные сценарии продолжают работать, и в этом есть что-то от стабильности. Вот и Анатолий Григорьев написал сказку-пьесу «Бессмертный», где идея проста и очевидна в своём посыле: мир в опасности, объединяемся, зло умеет менять личины, добро всё равно победит. Синопсис таков: однажды злой дух Троян вырвался из Нави и полез на землю русскую, насылая на города злые дымы. Руководители городов по своей ментальной привычке решили воевать по шаблону «каждый за себя», но в игру внезапно ворвалась героическая троица — Иван, Добряна-Богатырша и Кощей Бессмертный. Последний, как водится, испил живой воды, очнулся-оглянулся, перешёл на сторону Ивана и давай разные «добрые непотребства» вытворять.
Литературоведы могут сколь угодно придираться к тексту «Бессмертного», но пьеса богата на характеры и сюжетные арки, написана с юмором и большой любовью к своим зрителям-читателям, а ещё в ней чувствуется огонь молодости, в котором сгорают все стереотипы. Как сказал на зрительском обсуждении автор, а по совместительству Кощей Бессмертный, сказка дописывалась в ночь перед показом, все герои не спали, а репетировали, поэтому — извините за накладки. Но Анатолий Григорьев и его сказочная команда явили живую суть театра: превратили все сценические «накладки» в предлагаемые обстоятельства, обратив зрителя в «сообщника» и участника процесса. А ещё автор смело разрушил все сказочные стереотипы: его Бессмертный — не злобный старик с тысячелетним бэкграундом, а вполне себе харизмат в майке-алкоголичке, мурлыкающий под нос песни группы «Сектор Газа». Кто-то из зрителей сказал: мол, эта группа выдаёт ваш возраст. Учите матчасть, дети. У рок-группы «Сектор Газа» был студийный альбом «Кощей Бессмертный» — это авторская пасхалка Анатолия Григорьева.
«Мои ангелы» — это пронзительный моноспектакль заслуженной артистки России Веры Сергеевой, где аритмия берёт за горло сбитым сердечным ритмом, потому что страх за своего ребёнка живёт в каждой из нас. И не важно, сколько твоему «дитятку» лет — пять или 32, — дети в сердце матери не взрослеют. Сердце матери не делит детей на своих и чужих — для неё каждый ребёнок, особенно когда он в беде, свой. Ткань моноспектакля — это стихи, отрывки из прозы, песни и авторские монологи, где каждое действие было пронизано особой атмосферой женской исповеди. Вечные женские ценности: наши дети — это наши ангелы, осенённые любовью Богородицы, а женская миссия — подарить миру новую жизнь.
«Путь» — один из самых интригующих проектов «Без дистанции», вышедший из-под режиссёрского «пера» Натальи Пьяновой, взорвавшей публику в прошлом году спектаклем-исповедью «Ей». Если в 2022 году Наталья рвала на части своё ментальное тело, рассказывая горькую и страшную историю домашнего насилия, то в этом обратилась к трансперсональному исцеляющему опыту. Каждый из нас проходит свой трансформационный Путь Героя, чтобы обрести целостность личности: кто-то в позе лотоса постигает внутреннюю вселенную, кто-то открывает чакры дыхательными практиками, кто-то молится своим личным богам. Сцена «Старого дома» вряд ли когда-то видела такую коллективную медитацию в духе «йогических практик», но на то она и трансформационная Эра Водолея. Даже самые критически настроенные олдскулы, выходя со спектакля «Путь», говорили что-то вроде «в какой-то момент я погрузился в медитацию».
«Все мы немножко жирафы», — сказали нам со сцены высокие и красивые Анастасия Белинская и Арсений Чудецкий в своём чудесном спектакле «24 кг». Кто они, жирафы? Смешное и трогательное чудо эволюции? Или олицетворение радостного, но пугливого внутреннего Ребёнка? Авторы провели настоящее жирафье исследование: повадки, особенности, жизненные циклы, среда обитания, социальные роли. У жирафов всё как у людей — любовь, расставания, конфликты, слёзы и даже экзистенциальные вопросы из серии «кто я?» и «откуда?». А если жираф живёт в зоопарке, то как ему, жирафу, там будет? «24 кг» — это по сути пластический перформанс, во время которого артисты не проронили ни слова, разговаривая со зрителем языком эмоций, чувственных переживаний и физических действий. Но как чётко и точно звучал со сцены «текст»! «Это как раз тот случай, когда глубокая философская идея легко считывается через внешне простое сценическое действие», — сказал на обсуждении редактор службы радиовещания ГТРК «Новосибирск» Сергей Костриков.
«Полтора часа слушать стихи одного автора со сцены? Да ладно! Скука же смертная!» — воскликнет искушённый творчеством новосибирских поэтов зритель и будет, наверное, прав. Но Тимофей Мамлин не входит в сонм признанных новосибирских поэтов, начисто лишён авторского тщеславия и очень крепко поцелован Музой в макушку. Его авторский проект «18 — 35» — это драйв и нежность, разлуки и встречи, любовь и мир, ещё одна зрительская возможность познакомиться с любимым артистом ближе, ибо что может быть откровеннее, чем стихи, написанные в 18 лет? И что может быть точнее и острее, чем строки, рождённые, когда тебе 35? Интеллектуальные горизонты Тимофея Мамлина вызывают только восхищение, а его стихи — немое изумление: а что так можно было?! «Вы предлагаете сотрудничество?» — иронично заметил Тимофей на коллективный вопрос «а когда же будет книга?».
Три архетипичных сестры, три грации, три женщины — Альбина Лозовая, Лариса Чернобаева и Наталья Немцева — продолжили исследовать вечный сюжет о женской природе в авторской работе Альбины Лозовой «Что в ИМЕНИ тебе МОЁМ». Неважно, кто ты сегодня — Орлеанская дева, гейша или Мария Антуанетта, — твой путь изначально предрешён архетипичным сценарием. Альбина Лозовая написала сценарий, где главным действующим лицом стала Женская Красота, ведущая, как нить Ариадны, этот мир по лезвию бритвы. Три актрисы совершили путешествие во времени, чтобы найти в старых Масках остроту современного высказывания о женщине, чтобы потом вновь вернуться в изначальную точку, — это сансара, сестра. Очень интересно, как артисты «Старого дома» в своих самостоятельных работах, не сговариваясь, пошли по пути исследования архетипичных сюжетов, влияющих на нас всех. Почти тенденция.
Евгений Варава и К° порвали зал на атомы с помощью современных битов в музыкальной интерпретации Александра Шарафутдинова. Треш-концерт — как зеркало социальной сатиры на пластиковый мир: эй, рабы общества потребления, вы слышите меня?!
Фотографии Виктора Дмитриева и Катерины Шрамко
The article mentions:
Peoples: