Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

22 December, Sunday

more details>

Русская классика для белорусского Бреста

16 september 2023
Юлия Щеткова Новая Сибирь

Театр «Старый дом» принял участие в ХХVII Международном театральном фестивале «Белая Вежа» в Беларуси. На сцене Брестского академического театра новосибирские артисты сыграли спектакль «Головлевы», а накануне показа посетили католический некрополь, где находится захоронение польского инженера Викентия Роецкого ‒ начальника изыскательского отряда для определения местоположения железнодорожного моста через Обь.

 


Труппа театра «Старый дом» впервые побывала на гастролях в Беларуси

 

До Бреста стародомовцы добирались почти сутки – самолётами, поездами и автобусами. Трансфер Новосибирск – Москва – Минск – Брест оказался не из лёгких, но, как подчеркивает пресс-служба театра, в «Старом доме» все еще живёт генетическая память первого передвижного театра Новосибирска.

 

Театральный фестиваль «Белая Вежа» – мультикультурное событие, ставшее одним из главных форумов искусств Республики Беларусь. Смотр проводится с 1996 года. За более чем четвертьвековую историю он принял 600 спектаклей из 60 стран мира. Свое название фестиваль получил в честь местной достопримечательности ‒ оборонительной башни XIII века, расположенной в маленьком белорусском городке Каменце, где на протяжении первых лет существования форума проходило его открытие.

 


За 27 лет работы фестиваль «Белая Вежа» принял 600 спектаклей из 60 стран мира

 

Нынешней осенью организаторы и участники «Белой Вежи» собрались в 27-й раз. В международном фестивале приняли участие коллективы из 9 стран мира (Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Дания, Казахстан, Россия, Словения и Узбекистан). На суд белорусских зрителей 28 театральных команд представили 28 спектаклей, которые сыграли на пяти языках в пространствах четырех сценических площадок.

 


Актер театра «Старый дом» Дмитрий Иванов впервые сыграл в спектакле «Головлевы» на показе в Бресте

 

«Старый дом» ворвался в фестивальный контекст со спектаклем «Головлевы». Режиссером сценической версии романа Салтыкова-Щедрина стал Сергей Федотов ‒ первооткрыватель Мартина Макдонаха для российских подмостков, основатель первого в мире мистического театра и мастер по обнаружению в русской классике сквозняков между реальным и потусторонним. Спектакль живет в репертуаре «Старого дома» шесть лет, побывал на Всероссийском молодежном театральном фестивале в Барнауле, но на форуме интернационального масштаба оказался впервые. Как отметили участники поездки, декорации «Головлевых» идеально встали на большую сцену Брестского академического театра, а сам спектакль был тепло принят фестивальной публикой.

 

 
Спектакль «Головлевы» был тепло принят фестивальной публикой

Несмотря на то, что «Старый дом» активно сотрудничает с белорусскими драматургами (Дмитрий Богославский писал пьесу в рамках проекта «Дисциплина» и подготовил для стартовой премьеры нынешнего сезона «ремейк» пьесы Горького «Дачники», а Константин Стешик работает над текстом по мотивам сценария братьев Коэнов «Фарго» ‒ премьера спектакля в декабре), в Беларуси самый гастролирующий театр Новосибирска побывал впервые. Накануне показа стародомовцы посетили Польское кладбище в пригороде Бреста, где находится захоронение инженера Викентия Роецкого, чье имя связывают с рождением Новосибирска. Именно Роецкий – уроженец польского города Хорощ, выпускник Санкт-Петербургского Императорского университета и Института инженеров путей сообщения возглавлял Обскую изыскательскую партию на строительстве Западно-Сибирской железной дороги.

 


Польское кладбище в пригороде Бреста, где находится захоронение инженера Викентия Роецкого

 

Отряд Викентия Роецкого тщательным образом обследовал около ста верст берегов реки Обь вверх и вниз от Колывани, выделил и изучил возможные переходы в самых узких местах реки и обосновал преимущества перехода у Кривощёкова перед другими вариантами. После знаковой для будущего Ново-Николаевска ‒ Новосибирска экспедиции инженер отправился определять перспективные направления для строительства Запсиба в других города Сибири, где подорвал свое здоровье чрезмерными физическими и умственными нагрузками. Положение Роецкого оказалось настолько безнадежным, что его непосредственный руководитель ‒ Константин Михайловский ‒ лично хлопотал о предоставлении больному и его семье отдельного вагона до Варшавы. Надежда на то, что смена обстановки благоприятно скажется на самочувствии молодого специалиста, не оправдалась. Викентий Роецкий скончался 8 марта 1896 года в Брест-Литовске, где и был похоронен.

 


Педагог, общественный деятель и организатор Адриан Веденяпин с учениками

 

Кстати, этой осенью у «Старого дома» есть повод вспомнить еще одну историческую личность, с театром напрямую не связанную, но роль свою в судьбе города сыгравшую. 1 сентября исполнилось 130 лет со дня рождения Адриана Веденяпина ‒ выпускника будаговской школы Новониколаевского поселка, основанной для бесплатного обучения детей строителей железнодорожного моста через реку Обь, педагога, активного участника «Общества ревнителей просвещения», организатора и первого библиотекаря Городской публичной библиотеки (ныне библиотека им. Л.Н. Толстого). Именно благодаря Адриану Васильевичу удалось сохранить здание на улице Большевистской, где уже много лет располагается «Старый дом». Правда, в начале прошлого века, когда Веденяпин начинал свою профессиональную деятельность, здание имело другое предназначение.

 


1-я Советская Первомайская школа, в здании которой работает театр «Старый Дом», когда-то в народе называлась Веденяпинской в честь первого и лучшего директора

 

Это было одноклассное училище или, как мы бы сейчас сказали, начальная школа. Во время Гражданской войны учебное здание занял госпиталь польского легиона, который с приближением Красной Армии эвакуировался на восток, оставив здание в плачевном состоянии. Двери и оконные проемы были выломаны. Внутренние помещения нуждались в ремонте. Отопление вышло из строя. Не было дров. Адриан Васильевич, живший неподалеку, сам обратился в отдел народного образования с просьбой привести здание в порядок и начать в нем обучение. Предложение приняли, но денег на ремонт у молодой советской власти не было. В итоге школу отремонтировали рабочие, которых Адриан Веденяпин нанял за три пуда муки. Дрова нашли вместе с учениками-добровольцами около мельницы купца Луканина и сами привезли их на санках. С тем и начали обучение. Авторитет Веденяпина был настолько велик и непререкаем, что школа быстро получила народное название «Веденяпинской». Официально же носила гордое название 1-й Советской Первомайской школы.

 

Далее в этом же здании Веденяпин возглавлял карантинный приемник для беспризорных детей и опытно-показательную школу № 18 им. М.В. Ломоносова, о которой до сих пор ходят легенды. Принимал вместе с Крупской и Луначарским участие в съезде по программам Государственного Ученого Совета, руководил авторским коллективом по созданию учебников русского языка. В 1934 году Адриан Васильевич был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации просвещенцев и приговорен к пяти годам лишения свободы. В последние годы жизни он работал директором школы, преподавал в педучилище, руководил педагогической практикой студентов Новосибирского государственного педагогического института. Реабилитирован через шесть лет после смерти — в 1989 году.

 

Фото предоставлено пресс-службой театра «Старый дом».


The article mentions:


perfomances: