Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

25 October, Saturday

more details>

Саша Золотовицкий выпускает в «Старом доме» спектакль о дружбе с удавом

23 october 2025
Елена Алдашева Журнал «Театр»

 

С 24 по 26 октября в новосибирском театре «Старый дом» пройдут премьерные показы спектакля Саши Золотовицкого «Голубчик»

по одноимённому роману Эмиля Ажара (Ромена Гари)

 

Напомним, «Голубчик» вышел в начале 1970-х и стал заметным художественным событием. Его авторство — одна из самых известных в литературе ХХ века мистификаций: когда за следующий роман «Вся жизнь впереди» таинственному Эмилю Ажару была присуждена Гонкуровская премия, выяснилось, что за псевдонимом скрывается уже известный писатель Ромен Гари — ставший, таким образом, единственным в истории двукратным обладателем этой награды. Любопытно, что по настоянию редакции Ажар-Гари убрал из романа последнюю главу, и в первоначальном авторском варианте «Голубчик» был впервые издан лишь в 2007 году.

 

В описании премьеры сюжет романа описан так: «Главный герой Кузен, не найдя родственной души в окружающем его социуме, искренне привязывается к своему питомцу — огромному удаву по имени Голубчик. Разумеется, дружба человека с удавом сразу воспринимается обществом с позиции „среднестатистической нормальности“, а значит, главный герой автоматически оказывается за бортом наших стандартных представлений о жизни. Режиссёр Саша Золотовицкий рассказывает историю, переполненную любовью и надеждой, — мы все знаем, что „человеку нужен человек“, но когда в целом мире холодно и пусто, где можно скрыться от одиночества? Кузен пытается спрятаться за словами, проговаривая свою боль и заполняя пустоту фразами, но мир его не слышит, — потому что мир тоже одинок».

 

 

На фото — момент репетиции спектакля «Голубчик» © Катерина Шрамко

 

Оригинальная история о дружбе парижанина Кузена с удавом Голубчиком привлекла интерес Саши Золотовицкого, по собственным словам режиссёра, как пример любимых им «странненьких текстов» с элементами абсурдизма. Год назад с материалом такого рода, хотя и совсем другого формата — «Немым официантом» Пинтера — он принял участие в лаборатории «Старого дома». Театр пригласил режиссёра продолжить сотрудничество и выпустить уже полноценную постановку. Несмотря на то, что премьерный спектакль основан на другом тексте, в нём будут заняты оба участника эскизной работы — Арсений Чудецкий и Сергей Маштаков. Их партнёрами станут Анастасия Белинская, Виталий Саянок и Александр Шарафутдинов, а также Лилия Мусина, которая сыграет удава Голубчика (у него благодаря инсценировке молодого драматурга Лизы Булаевой даже появится текст) и мадемуазель Дрейфус. Главную роль исполнит один из ведущих артистов «Старого дома» Тимофей Мамлин: в отличие от всех остальных участников постановки, он будет играть лишь одного персонажа, но чрезвычайно многословного — по словам Саши Золотовицкого, у Кузена 40 страниц текста.

 

Большой объём звучащей речи был принципиален для режиссёра. Изначально это было связано со стремлением сохранить специфику первоисточника, во многом построенного на языковых играх и вообще весьма «литературного» по природе (возможно, этим объясняется и тот факт, что у «Голубчика» нет сценической истории). Однако в итоге Золотовицкий пришёл к выводу, что «разговорчивость» Кузена и других героев будущего спектакля характеризует их самих и мир, в котором они живут. «Спектакль про людей, которые пытаются выговорить словами своё одиночество, — поясняет режиссёр. — Персонажи этой истории очень много разговаривают, а больше всех — главный герой. Впрочем, как и все мы — кто пытается заговорить свою тоску большим количеством слов. Мы придумываем какие-то формулировки и изобретаем новые слова, но выговорить то, что находится внутри нас, — невозможно, какие бы ты метафоры ни подбирал. Для Кузена одно из самых главных слов — это „надежда“. Он всё время говорит, что „надежда сопровождала меня, я был в поисках надежды, надежда мерцала где-то рядом“. И он всё время пытается „схватить“ эту надежду».

 

 

На фото — Саша Золотовицкий и Тимофей Мамлин на репетиции спектакля «Голубчик» © Катерина Шрамко

 

В интервью местной радиостанции «Городская волна» Золотовицкий рассказал о замысле спектакля подробнее: «Это роман про странного человека в жестоком мире, а мы все сейчас немного странные люди в жестоком мире, причём жестокость превалирует… При том, что это достаточно специфическая история про Францию 1970-х, и мы берём этот колорит. Французское искусство имеет свою интонацию, ты никуда от неё не денешься, и в ней свой шарм. Мне нравится, что есть некий контраст: с одной стороны, у нас эстетика такой „милой Франции“ (мы очень вдохновляемся не только импрессионистами, но и Уэсом Андерсоном с его „пряничным“ настроением в фильмах), а за этим всем кроется что-то мрачное и жестокое, потому что мир, в котором живёт главный герой, — мягко говоря, не очень приветлив.

 

Наверное, самая главная тема для меня здесь — одиночество, опыт одиночества, причём в городе. Нет ничего более „одинокого“, чем огромные города-мегаполисы (говорю как москвич). И главный герой не может найти никого „себе подобного“ среди жителей многомиллионного Парижа. В этом его трагедия, но и его изюминка. И мне важно говорить про то, что быть одиноким — это, может быть, даже и хорошо, просто одиночество должно быть осознанным. Можно сказать, я это манифестирую. Мы не то чтобы спорим с концовкой романа, но пытаемся привести его именно к тому, чтобы герой смог выбрать своё одиночество и быть счастливым в нём».

 

Помимо режиссёра и драматурга, над премьерой работают художник Натали-Кейт Пангилинан, художник по свету Нарек Туманян, видеохудожник Михаил Заиканов и хореограф Александра Колосовская.


The article mentions:


Peoples:

perfomances: