Шоколад с перцем
18 january 2011Ирина Тимофеева Ведомости, 15.05.2009
О чем говорить весной, если не о любви? Недаром тон постановке задает изречение арабского философа Кора Аль Музани: «Не пытайтесь объяснять время логическим путем, времени, как такового, не существует. Есть две вещи: любовь и любовь». В соответствии с этим в пьесе разрушены границы времен: действие будто бы происходит в 2012 году, но легко перетекает в ностальгические сцены советского периода, намекая на то, что сюжет вечен. А вне времени остается любовь, о которой будет рассказано по-вырыпаевски серьезно и иронично одновременно.
Иван Вырыпаев — заметная фигура в современном культурном пространстве. Его называют традиционалистом и мистификатором, пьесы Вырыпаева переводят на разные языки, а его режиссерский дебют в кино — «Эйфория» — оказался обладателем коллекции наград. Кинематографична и пьеса «Валентинов день», которая войдет в репертуар «Старого дома». Режиссер Линас Зайкаускас «перевел» это качество в целый набор приемов. «Мне кажется, в Новосибирске такого спектакля еще не было, — комментирует он. — Микрофоны, живой музыкант на сцене… Будет непонятно, то ли это эстрада, то ли драматический спектакль. Спектакль украсит музыка тех времен: всеми известные мелодии Раймонда Паулса, Пахмутовой, Леграна из “Шербурских зонтиков”. Те, кто чувствует ретро, получат сироп на сердце. Но в спектакле будет и, говоря жаргонным языком, много стеба на Советский Союз. Жанр спектакля — скорее всего эклектика. Она подразумевает стильный винегрет в одной тарелке. Думаю, наш спектакль должен получиться стильным».
Пьеса «Валентинов день», по словам Ивана Вырыпаева, написана в продолжение широко известного в советское время произведения Михаила Рощина «Валентин и Валентина». В ней рассказывается о любви между 18-летними героями, в которую вмешиваются родители. У Вырапаева Валентине уже 60, а она все еще страдает по той любви. А Валентин, женившись на другой, через 15 лет случайно встречает ее в метро… Актер театра «Старый дом» Василий Байтенгер, Валентин в «Валентиновом дне», вот так видит материал через своего героя: «Этот спектакль — о той ситуации, когда человек доживает до среднего возраста и начинает путаться в любовных отношениях. Много вопросов возникает в эту пору. И хотя Вырыпаев иногда парадоксален, он выдает свои решения этих вопросов. Это — комедийно-трагедийная запутанная ситуация. Возникают ощущения, что это происходит не то на том свете, не то на этом. То ли в голове одного человека: фантазия, сон, фантасмагория…»
В пьесе меньше 40 страниц текста, но — много «воздуха» для театральных экспериментов. Один из них связан с появлением еще одного персонажа. «Когда мы читали пьесу Вырыпаева, то замечали, какие очень красивые и выразительные у него ремарки. И жалко было, что они возьмут во время спектакля и исчезнут. Ремарок на сцене обычно никто не показывает. У нас же есть персонаж от автора, который будет их читать. Или — будто бы сочинять спектакль на ходу, у всех на глазах», — объясняет Линас Зайкаускас.
В «Валентиновом дне», в котором сыграют народная артистка России Халида Иванова, Ольга Кандазис, Наталья Пивнева (Немцева), заслуженный артист России Леонид Иванов, Александр Сидоров, заслуженный артист Туркменистана Юрий Кораблин и другие, много разноплановых находок. Например, герои будут летать над Витебском, как герои Шагала… А видеопроектор покажет золотого Ленина. Но все это лишь для того, чтобы усилить вкус настоящего горького шоколада, который первым зрителям удастся распробовать уже 15 и 16 мая.
Иван Вырыпаев
Драматург, актер и режиссер. В 1995 году окончил актерское отделение театрального училища Иркутска, а в 1998 году создал в этом городе театр-студию «Пространство игры». С 2001 году живет в Москве. Окончил режиссерское отделение Московского высшего театрального училища имени Щукина. Бывший участник центра новой пьесы «Театр.doc», сейчас работает в театре «Практика». Автор пьес «Сны», «Город, где я», «Валентинов день», «Кислород», «Бытие». Лауреат премии президентского совета, молодежной премии «Триумф-2004», премии им. Володина «Надежда русской драматургии», второй премии международного фестиваля современной драматургии в Гейдельберге (Германия). Его пьесы переведены на разные языки и ставятся в театрах Европы.
The article mentions:
perfomances: