Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Сила «Золотых масок»

17 february 2016
Наталья Витвицкая Коммерсант
Главный российский театральный фестиваль — неизменный источник скандалов и триумфов. Чтобы разобраться в самых свежих, придется изучить внушительный шорт-лист. “Ъ-Lifestyle” сделал это за вас и выбрал самые сливки «драматического» конкурса.
 
ZHOLDAK DREAMS
 
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург
 
Украинец Андрей Жолдак — известный провокатор. Жанровые правила как будто не для него писаны, каждый новый спектакль — скандал. Zholdak dreams — это как «Звездные войны», только в театре. Взрывная смесь интеллектуальной игры, остросюжетного боевика, триллера и комедии. И хотя первоисточник спектакля — пьеса Гольдони «Слуга двух господ», об этом можно догадаться, только заглянув в программку и увидев там имя Труффальдино. Ловкий слуга, к слову, в спектакле Жолдака выходит в открытый космос. Остальные герои — рок-звезды, гангстеры и чувственные эксцентрики — пытаются найти любовь, победив Время и Смерть. В помощь им — вся мощь мирового кинематографа: от Хичкока и Кубрика до Линча и Тарантино (киноцитат в этом изумительном театральном ребусе превеликое множество).
 
Театр Наций, 1 марта, 19:00
 
 
 
«АЛИSА»
 
Театр юного зрителя, Красноярск
 
Настоящая «бомба» из провинции. Технически совершенный спектакль, сравнимый разве что с шоу Цирка дю Солей или опусами француза Филиппа Жанти. «Алиsа» — режиссерский дебют художника Даниила Ахмедова, освоившего все тонкости жанра «новый цирк». Никто из героев Кэрролла не произносит ни слова, их зрителю заменяют бешеные сценические трюки. Мир свободной фантазии оглушает зрителя, и он завороженный следит за тем, как развивается взрослая сказка, оживают карты, распускается миллион алых роз, тает в пространстве сцены улыбка Чеширского Кота.
 
Театр Наций, 12 апреля, 19:00
 
 
«БЕГ»
 
Самый спорный спектакль московской афиши прошлого сезона и абсолютный must see. Петербуржец Юрий Бутусов превратил булгаковский «Бег» о гражданской войне и белой эмиграции в обжигающе страстный гимн о любви. К брошенной женщине, измученной стране, трагическим высям. Хрестоматийный текст раздроблен, герои превращены в призраков, музыкальным фоном выбраны хиты Pink Floyd, «АукцЫона» и «Океана Ельзи». Все происходящее на сцене напоминает мучительно красивый сон. Дерзкий, чувственный, очень земной. Редкий пример спектакля-откровения, гарантированно переворачивающего сознание и тех, кто за «вывернутую наизнанку классику». И тех, кто против.
 
Театр им. Е. Вахтангова, Москва, 31 марта, 19:00, 14 апреля, 19:00
 
 
«МАСКАРАД. ВОСПОМИНАНИЯ БУДУЩЕГО»
 
Александринский театр, Санкт-Петербург
 
Новый спектакль Валерия Фокина — безупречная реинкарнация легенды. Самый дорогой спектакль в истории русского театра — мейерхольдовский «Маскарад» 1917 года — снова на сцене. Пышные костюмы, светящийся пол, фантастические маски (сценография скрупулезно восстановлена по эскизам Головина). Роскошь императорского театра выглядит нарочито, почти издевательски музейно. Особенно на контрасте со вторым актом, в котором Арбенин (неподражаемый «первач» додинской труппы Петр Семак) переодевается в современный костюм и на фоне парадного занавеса рассказывает, как расчленил жену в ванной (у Лермонтова Нина съела отравленное мороженое). Зловещая рифма прошлого с настоящим — то, что удалось Фокину лучше всего.
 
МХТ им. А. П.Чехова, 8–9 апреля, 19:00
 
 
 
«ПЬЯНЫЕ»
 
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург
 
Хит наконец-то задышавшего новой жизнью БДТ. Худрук Андрей Могучий поставил пьесу Ивана Вырыпаева (это первое обращение театра к новейшей драматургии). Пьесу, в котором опьянение — метафора просветления. Герои едва держатся на ногах, зато рьяно рассуждают о Боге и любви. Выходит, действительно, смешно и при этом очень тонко. Ничего общего с набившими оскомину вырыпаевскими нравоучениями. Стильный и умный спектакль про то, что такое реальная свобода от предрассудков. Ювелирные актерские работы — еще одна причина, по которой «Пьяных» не стоит пропускать.
 
Театр имени Моссовета, 29 февраля, 19:00
 
 
«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ»
 
Театр «Мастерская П. Н. Фоменко», Москва
 
Долгожданная удача «Мастерской» без Фоменко (низкий поклон режиссеру Ивану Поповски). Шекспировская сказка для взрослых, разыгранная по всем правилам «летучих» фоменок. Сбивающая с ног стихия игры, видимый актерский восторг (на сцене — не только молодежь, но и много кто из «золотого состава»), заразительное веселье и завораживающая сценография. Где-то под колосниками парят музыканты в двухметровых святящихся кринолинах, причудливые шелковые драпировки накрывают с головой королев, волшебников и эльфов. Скучали по «легкому дыханию»? Не пропустите.
 
15 марта, 19:00, 1 апреля, 19:00
 
 
 
«ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ»
 
Театр драмы им. А. П. Чехова, Серов
 
Весьма любопытный брутальный карнавал в духе Коляда-театра. Режиссер из Германии Андреас Мерц-Райков поставил на сцене Серовской драмы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса так, что о театре (единственном профессиональном на Северном Урале) заговорили в столице. Никаких классических прочтений, Новый Орлеан превращен в город Серов. А Стэнли Ковальски — в рабочего реально существующего металлургического завода и одновременно отвязного рокера. Некрасивые страсти разыграны с провинциальной экспрессией, вдвойне убедительной, потому как герои Уильямса в новом прочтении — люди с периферии.
 
Театр Луны, 22 марта, 19:00
 
 
 
«ЮБИЛЕЙ ЮВЕЛИРА»
 
Фото: Сергей Бобылев / Коммерсантъ
 
Спектакль «великого и ужасного» Константина Богомолова, в котором не осталось места фирменному троллингу российского общества и саундтреку их хитов радио шансон. Строгое и подчеркнуто философское действо поставлено специально к 80-летию Олега Табакова. В нем худрук МХТ отважно играет умирающего от рака старика-ювелира. Компанию ему составляют прекрасные актрисы Наталья Тенякова и Дарья Мороз. Помимо того что сам спектакль претендует на «Маску», на персональные премии номинированы все актеры и сам режиссер.
 
18 и 29 марта, 19:00, Московский Художественный театр им. А. П. Чехова
 
 
 
«БЕККЕТ. ПЬЕСЫ»
 
Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербург
 
Медитативный спектакль как акт современного искусства — Дмитрий Волкострелов поставил девять поздних пьес великого абсурдиста Сэмюэла Беккета. Обрывки монотонных фраз, густая тишина, черный мрак, редкие всполохи света. Здесь нет героев (точнее все они взаимозаменяемы), нет внятных сюжетных коллизий. Вместо этого — зловещая отрешенность, атмосфера тревоги и чувство утраты. Уверены, Беккету бы понравилось. Спектакль идет в трех пространствах одновременно.
 
Культурный центр «ЗИЛ», 20–21 марта, 19:00
 
 
 
«МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ»
 
Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль
 
Худрук знаменитого Волковского театра Евгений Марчелли поставил тургеневский «Месяц в деревне» в своей обычной манере, сбросив весь романтический флер, обнажив пошлую интригу дачного романа и сделав акцент на физиологичной наглядности. Герои томятся влечением, ничего путного из их «любовей» не выходит. Страстное и нервное действо о повсеместной трагедии нерастраченных чувств бьет наотмашь, а все без исключения актерские работы достойны восхищения.
 
МХТ им. А. П. Чехова, Малая сцена, 1 апреля, 19:00, 2 апреля, 15:00
 
 
 
«О-Й. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ»
 
Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва
 
Хулиганский спектакль от Дмитрия Крымова и его артистов — «театр художника», но со словами. Пьеса Островского вывернута наизнанку и превращена в триллер, герои которого самые настоящие зомби, вампиры и вурдалаки. Они колотят друг друга до крови, бьются током и даже стреляются. Однажды в это «дно» приходит любовь, и начинается все самое интересное. Драйв, с которым этот агрессивно-экспрессивный спектакль про неуместное чувство придуман и сыгран, действует как глоток шампанского. Пьянит, бодрит и заставляет забыться.
 
Театр «Школа драматического искусства», 2 и 3 апреля, 19:00
 
 
 
«САМОУБИЙЦА»
 
Антисоветский памфлет Николая Эрдмана о безработном Подсекальникове, которому не дают застрелиться «безыдейно», Сергей Женовач превратил в совершенную трагикомедию. Параллели с сегодняшним днем очевидны, при этом сатира на день сегодняшний не выглядит нарочитой. Интеллигентный спектакль как будто нарисован акварельными красками — смотрится свежо и элегантно. Отдельный плюс — сценография Александра Боровского, который выстроил на сцене двухэтажную конструкцию коммунального «рая».
 
Театр «Студия театрального искусства», Москва, 20 марта, 19:00, 2 и 15 апреля. 19:00
 
 
 
«ТЕЛЛУРИЯ»
 
Александринский театр, Санкт-Петербург
 
Спектакль-головоломка Марата Гацалова — идеальный театральный «ответ» нашумевшему роману-антиутопии Владимира Сорокина про новое русское средневековье. Подробно 50 глав никто не иллюстрирует и всех персонажей на сцену не выводит. Все происходит в круглой зале, в которой зрители сидят бок о бок с актерами. С потолка в хаотичном порядке свисают зеркала, «дробя» пространство на осколки. Визуальные инсталляции добавляют мультимедийному действу еще сто очков. Сюжет плутает, герои оказываются обманками, мир политического безумия обступает со всех сторон. И каждый зритель чувствует страх перед никем не высказанной, но предчувствуемой и совсем не театральной катастрофой.
 
Центр им. Вс. Мейерхольда, 8 и 9 апреля, 19:00
 
 
 
«ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ»
 
Театр «Старый дом», Новосибирск
 
Документальный спектакль с элементами читки от известного питерского режиссера-экспериментатора, создателя авторского pop-up театра Семена Александровского. Самое интересное в нем — тема: как родилась последняя советская утопия — новосибирский Академгородок. Соавторы спектакля — драматург Вячеслав Дурненков (он записывал воспоминания первых академгородковцев) и художник Леша Лобанов (заставил советских героев дискутировать о будущем науки посреди березовой рощи).
 
13 апреля, 19:00, Театр «Студия театрального искусства»
 
 
 
«ЗЕМЛЯ»
 
Александринский театр, Санкт-Петербург
 
Ярый приверженец «физического театра» Максим Диденко поставил спектакль по мотивам культовой немой ленты Александра Довженко «Земля». Борьба кулаков и комсомольцев представлена как спортивная игра между «синей» и «красной» командой, которая в итоге оборачивается бешеной бойней за землю (земля, кстати, прямо на сцене — под спортивным настилом). Страшный, визуально совершенный спектакль буквально гипнотизирует — он о вечном состоянии войны, которая с какими бы высокими целями и идеалами «не обнималась», несет за собой разруху и смерть.
 
Центр им. Вс. Мейерхольда, 5 апреля, 19:00

The article mentions:


perfomances: