Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

«Снегурочка. Лаборатория» — новосибирская авангардная оперная премьера

06 june 2016
Андрей Шкурко PROтеатр
Знаете ли вы, на кого похож царь Берендей в фантастической опере? Доводилось ли вам быть на спектакле, где музыку исполняют не на музыкальных инструментах, а на реквизите? Если вы  затрудняетесь ответить  – значит, вам стоит обратить внимание на спектакль Галины Пьяновой «Снегурочка. Лаборатория».
 
Собственно, сама премьера фантастической оперы состоялась совсем недавно, 28 апреля 2016 года в Новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом» и второй месяц она удивляет неподготовленных и восхищает искушённых зрителей. Как и пьеса «Снегурочка» Островского, по мотивам которой она создана, постановка Пьяновой рассказывает нам историю о любви, предательстве, смерти и равновесии в природе. Даже сейчас, в начале лета, эта сказка об оттепели сердец будет актуальна так же, как и в любое другое время года.
 
По мотивам «Снегурочки» Островского в 1881 году была создана одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова, в 1968 году одноимённый фильм Павла Кадочникова и фильм Юрия Цветкова «Весенняя сказка» 1971 года. Кроме этого, к теме Снегурочки обращались мультипликаторы — было создано несколько мультфильмов об этой несчастной девушке. Но «Снегурочка. Лаборатория»  Пьяновой всё равно воспринимается как что-то совершенно новое, новый способ повествования о давно знакомом нам берендеевом царстве…
 
Постановка Галины Пьяновой в рамках общего сюжета не имеет особых различий с оригиналом – то же веселье берендеев, тот же Лель, играющий на дудочке,та же сводящая с ума Снегурочка. История милого существа, которое не может испытывать человеческих эмоций, сказка о необычной красавице и злом роке, который навис над ней… А вот атмосфера этого спектакля чутко передаёт таинство тех времён, когда люди верили в магию, живущую в лесах нечисть и плохие приметы. Вся постановка похожа на миманс, наполненный символическими деталями и превращениями, не лишённый, однако,  юмора и очаровательной клоунады.
 
 Предметный мир этой фантастической оперы многофункционален и одновременно прост – медный таз, несколько досок,пустые бутылки,кружки,пакетики и пара дудочек. Но весь этот инструмент артисты не только используют на протяжении всей пьесы, но ещё и исполняют на нём музыку и извлекают звуки живой природы. Запоминаются и рассвет, пробивающийся сквозь заколоченное окно и гротескный эпизод с покушением на царя Берендея, и «показ мод» женских персонажей. Что касается музыкальной составляющей, то специально для проекта «Снегурочка. Лаборатория» композитор Александр Маноцков создал оригинальную партитуру, соединяющую ряд самостоятельных хоров-действ в общем разноголосии событий. Поэтому этот проект уже нередко величают  авангардной оперой.
 
В этом бессловном царстве звуков голос Снегурочки звучит особенно проникновенно, а в указе царя Берендея, единственного персонажа который имеет право говорить, чувствуется настоящая сила.
 
В пьесе приняла участие целая плеяда молодых актёров: Анатолий  Григорьев (царь Берендей), Лариса Чернобаева(Елена Прекрасная), Наталья Пивнева (Елена Прекрасная, Малуша),Тимофей Мамлин (Лель, пастух), Николай Симонов(Мизгирь),Олеся Соколова (Красава, Купава),Яна Сигида (Красава, Купава), Виталий Саянок(Бобыль), Валентина Ворошилова(Бобылиха), Софья Васильева(Радушка), Анастасия Панина (Малуша), Ирина Попова (Кудеса), Роман Бокланов (Брусило), Сергей Дроздов(Курилка), Андрей Соловьев(Малыш). Для Натальи Авдеевой, исполняющей роль Снегурочки, этот спектакль был дебютным.
 
Хочется особо отметить работу Елены Турчаниновой, художника по костюмам — за запоминащиеся, несмотря на минимализм, костюмы персонажей и Александра Рязанцева, художника по свету – за освещение: глубокие тени, лесные сумерки и рассвет оставляют сильное впечатление.
 
«Сказка ложь, да в ней намёк…». Подумайте, как часто вы сами, не замечая этого, отворачиваетесь от тех, кто протягивает вам цветок? Или как часто мы готовимся к худшему,когда перед нами стоит человек с рукой в кармане и неожиданно достаёт из него конфету? И часто ли мы воспринимаем предметы просто как предметы, не представляя на что они способны в умелых руках? Вероятно, что посмотрев эту фантастическую оперу, зрители сделают выводы, которые пусть не фундаментально, но всё же изменят их взгляд на этот мир.
 
 

The article mentions:


perfomances: