Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

TODAY IN THEATER

25 April, Thursday

Misunderstanding

more details>

Спектакль «Наизнанку» как попытка изменить мир

09 december 2021
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

 

В начале была пьеса. «Наизнанку» родилась в необычной драматургической лаборатории «Старого дома», создатели которой — режиссер Андрей Прикотенко и театральные критики Оксана Ефременко и Антон Хитров — смело решили побороться за внимание зрителей Netflix при помощи переформатированной под нужды времени «хорошо сделанной пьесы» с актуальными темами, увлекательным сюжетом и яркими героями. Драматург Карина Бесолти стала одним из 423 претендентов на участие в проекте, а затем и одним из 11 авторов, рискнувших подчинить свой писательский гений раскладам сценарного коуча Александра Молчанова. Наставник обучал техническим тонкостям превращения самого обыкновенного современника в подлинного героя, а слушатели, имевшие разного рода опыт общения с театром, осваивали схемы создания захватывающей истории. Результаты полугодовой работы были продемонстрированы в публичных читках. И пьеса «Наизнанку», читку которой на сцене «Старого дома» поставила выпускница НГТИ Джемма Аветисян, превратив кипящую болью драму во внешне сдержанный документальный детектив, стала лидером зрительских симпатий.

 

В этом году театр «Старый дом» не только вывел фабрику нарративного театра «Дисциплина» на второй сезон, но и решил максимально продуктивно завершить первый. Пьеса «Наизнанку» оказалась в репертуарном плане и буквально на следующей неделе будет представлена в формате полномасштабного спектакля. Действие драмы происходит «в небольшом городке на Северном Кавказе»: девушка возвращается на родину, чтобы в одиночку расследовать самоубийство сестры — казалось бы, благополучной, счастливой, замужней. В центре внимания оказываются стандарты патриархального общества, транслирующие из поколения в поколения не только высокие моральные требования, но и бытовое насилие. И между его принятием и смертью — всего один шаг.

 

«Мне было бы очень интересно пойти в ту область, куда я еще как драматург не ходила. Это был главный мотив, — поясняет выбор темы драматург Карина Бесолти. — Но в итоге «Дисциплина» оказалась для меня очень важным, спасительным проектом. Мы начали в апреле, вокруг творилась какая-то бессмысленность и отчаяние, а у меня в жизни происходило нечто важное и осмысленное. Я не только писала пьесу, но и получила возможность высказаться на тему, которая меня давно интересует, — домашнее насилие.  Эта тема артикулируется мной через реалии Северного Кавказа, но это не значит, что перед нами узкая полоса смыслов и пьеса про то, как на Кавказе плохо относятся к женщинам. Нет, моя пьеса — это основа для высказывания о чем-то большем, обо всех женщинах, которые есть вокруг нас, и чьи беды мы почти никогда не видим, потому что они происходят за закрытыми дверями. А если и видим, то стараемся не замечать. В этом тексте вопросы, которые постоянно крутятся у меня в голове. И, надеюсь, я что-то смогла сказать по этому поводу».

 

На домашнем насилии как ключевой теме сюжета акцентирует внимание зрителей и режиссер спектакля Джемма Аветисян. Героиня «Наизнанку», расследуя самоубийство сестры, сталкивается с вопросами, которые оказываются весьма актуальными для современного фемкомьюнити: какое положение в обществе XXI века занимает женщина? «Вещь» она и «функция», как принято в традиционном мировоззрении, или самостоятельная и равноправная мужчинам единица? «Пьеса Карины Бесолти никого не оставит равнодушным, — утверждает Джемма Аветисян. — Лично меняв «Наизнанку» трогает каждый герой и каждый монолог. Несмотря на то, что действие происходит на Кавказе, мы попытались уйти от национального колорита и акцентировали внимание на универсальности истории. Такие ситуации, когда совершается домашнее насилие и внутри семьи полностью нарушается коммуникация, случаются везде ‒ в каждой стране, городе, селе, в вашем в доме или у соседей за стенкой. Самые близкие люди вдруг оказываются в ситуации абсолютного недоверия и непонимания. Не слышат и не видят друг друга. Начиная с маленького ребенка, в которого родители насильно вкладывают свои несбывшиеся желания, и заканчивая вечным конфликтом отцов и взрослых детей. Очень много разбитых судеб. Напрямую виновных как будто нет, но при этом все виноваты. Наша миссия сделать так, чтобы зрители, посмотрев спектакль, пришли домой и попытались правильно выстроить коммуникацию внутри своей семьи. Услышали, увидели и приняли своего ребенка таким, какой он есть, а не пытались слепить из него того, кого им надо. Чтобы не было неоправданных жертв. Чтобы люди не велись на провокацию. Мы хотим погрузить зрителей в историю наших героев и позволить им погрузиться в самих себя. Спектакль будет не долгим, но психологически напряженным. И я надеюсь этой напряжение будет направлено на то, чтобы история, которая произошла в спектакле, больше никогда не повторилась».

 

Фото Ольги Матвеевой


The article mentions:


perfomances: