Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

«Старый дом» в судьбах и лицах

18 january 2011
Татьяна Решке Вечерний Новосибирск, 11.03.2009

По единодушному признанию читателей, летопись «Старого дома» «проглатывается одним духом» — как детектив. Автор книги, известный новосибирский журналист, преподаватель НГУ Елена Климова трудилась над текстом в течение семи лет, по крупицам собирая письма, фотографии, воспоминания.

Презентация альбома продолжила ряд юбилейных мероприятий, приуроченных к 75-летию театра: стародомовцы представили новую книгу в неформальной обстановке театрального капустника. На презентацию пришли все, кто так или иначе причастны к истории театра, о ком так щедро и красноречиво рассказано в книге.

— С «Ремарками» Елены Климовой у меня связаны немножко «гастрономические» ассоциации, — делится впечатлениями Наталья Кузнецова, специалист департамента культуры Новосибирской области. — Я читала эту книгу как человек голодный. Голодный не по любой пище, а по пище полезной. Каждой строчкой, каждым словом, каждой страницей эта книга входила в меня и наполняла силами. Мне кажется, она очень точно соответствует названию театра — «Старый дом»… Читая, мы действительно видим перед собой жизнь большого дома, в котором есть старшее поколение, есть «дети», которые подрастают и становятся прекрасными артистами.

По признанию Елены Климовой, «Ремарки на полях истории» — труд коллективный: «Автору посчастливилось просто собрать картину, части которой хранились у разных людей». И это отнюдь не кокетство или стандартная присказка, предваряющая увесистый список благодарностей. Над «Ремарками…» работали ветераны, предоставившие издателям редчайшие материалы, директор театра Антонида Гореявчева, инициативная группа сотрудников, выигравшая конкурс на грант губернатора Новосибирской области, художник-дизайнер Андрей Гирка. И, конечно, невозможно переоценить бережный труд Елены Климовой: ей удалось «собрать по крупицам материал, никогда ранее не существовавший в едином поле». Семейные и государственные архивы, письма, рисунки, фотографии, документы, воспоминания, рассказы, интервью, рецензии, газетные и журнальные публикации — все это представляло собой разрозненные фрагменты мозаики, о воссоединении которых можно было только мечтать. Аналогов климовским «Ремаркам» пока нет и, наверное, долго еще не появится… Так же как нет более полного собрания иконографических материалов.

К несомненным достоинствам книги можно отнести изысканный дизайн, который подстегивает читательскую фантазию, умение автора останавливаться на деталях, на подробностях и мелочах. Из «обычной» подписи к фото рождается целый рассказ, из мимолетного слова — любопытный эпизод, из случайного движения — событие. Такой подход уводит текст от сухого биографического изложения, «оживляет» его, максимально приближает к читателям. Вкупе с редкими фотографиями, графикой, живописью, рисунками книга-альбом Елены Климовой становится удивительным, интересным собеседником. По мнению народной артистки России Халиды Ивановой, «Ремарки…» вполне оправдывают свое название: ведь главная черта книги — легкость языка, лаконичность высказываний, теплота, тонкость подачи материала.

Книжные главы располагаются в хронологическом порядке. Глава «Полевые сезоны» рассказывает о первых шагах передвижного театра, «вдохновленного идеями массового просвещения 1930-х». «Полевые сезоны» — это бесконечные гастроли, выступления в шапито, в деревенских клубах, на открытых площадках.

— Герои той эпохи — странствующие актеры, — рассказывает дочь Анисима Рогачевского (одного из основателей «Старого дома») Ольга Анисимовна Ковалева. — Странствующий артист — романтик. И то же самое можно сказать обо всех, кто трудится в театре: о рабочих сцены, о водителях… Все они — большая театральная семья. Люди, которые горели своим искусством очень честно, самоотверженно.

— Из того, что есть в книге, самое интересное для меня — драматическая эпоха Анисима Рогачевского, — добавляет известный сибирский режиссер Изяслав Борисов. — Так уж устроено наше сознание: если повернуть глаза, как говорится, зрачками в душу, прошлое всегда выглядит позитивно. Потому что это — наша прожитая жизнь! Говоря о ней, приходится сдерживать волнение и слезы… Но поскольку многое из того, о чем повествуется в книге, я тоже проходил, в том числе — аспект сельский, я имею право сказать: это жесткая штука! Жестокая по отношению к людям. И в то же время необходимая. Слава Богу, что руководители театра пытались сделать всё… по-человечески. «Ремарки» — это книга неприглаженная, живая. В ней есть очень правдивые вещи. Пусть горькие, но правдивые.

…Благодаря какой «счастливой неслучайности» бродячая семья артистов в один прекрасный день обрела и кров, и дом? Что располагалось в крячковском здании, которое мы сегодня — зачастую уже по инерции — именуем «Старым домом»? На эту тему в городе гуляют самые разные байки и легенды: кто-то считает, что здесь располагалась школа, кто-то уверен — что баня или общежитие. «Ремарки на полях истории» пытаются ответить на этот вопрос: появлением здания, в котором сегодня проживает драматический театр, мы обязаны последнему российскому императору Николаю II. Известно, что в 1912 году царь подарил Новониколаевску несколько гимназий, которые были воздвигнуты на государственные деньги. Так что каких-нибудь сто лет тому назад в стенах «Старого дома» раздавались голоса гимназистов и учителей-наставников.

Что творилось под крышей гимназии в годы Гражданской войны, после ликвидации «старорежимных» учебных заведений — покрыто мраком. Однако, судя по воспоминаниям новосибирцев, в 50-е годы, в аккурат перед тем, как театральная труппа въехала в помещение, здесь располагалось общежитие артистов филармонии. Сцена, конечно же, отсутствовала, зрительного зала не было в помине. Николай Романович Чернов, бывший тогда руководителем областного управления культуры, на правах очевидца и одного из главных участников событий рассказывает следующее:

— В 1947 году, когда я познакомился с театром, труппа ютилась в доме культуры города Татарска. А в том здании, где «Старый дом» живет сегодня, никакого театра вообще-то и быть не могло! Даже просто пройти по этим коридорам было невозможно — повсюду вещи, детские коляски.

Когда перегороженные клетушки преобразились в театральные помещения, на дворе стояла уже совсем другая эпоха… О «пронзительных, человечных диалогах 1960-х на новой стационарной сцене» рассказывает глава, которая называется «В этом милом старом доме».

В 60-е и 70-е годы у театра начал появляться свой репертуар, свой неповторимый художественный облик. И в то же время «Старый дом» ухитрялся отыгрывать на селе положенную норму спектаклей, обязательную для колхозно-совхозной труппы. Норма была нещадной: 240 спектаклей за сезон!.. Романтика странствий выглядела следующим образом: долгий путь на машинах по проселочным дорогам («всякое бывало: и в грязи сидели, и в кювет летели…»), пара спектаклей в каком-нибудь скромном населенном пункте, ночевка на раскладушках в клубе, а с утра пораньше — снова в путь. И такой походно-боевой образ жизни длился не менее двух-трех месяцев.

Характерно, что, рассказывая историю в лицах, судьбах, памятных датах, авторы уделили большое внимание людям, которые составляют неотъемлемую часть театра, хотя никогда не появляются на сцене: гримеры, дизайнеры, художники-постановщики, костюмеры.

— В той части, где показаны не актеры и не сцена, где изображено то, что происходит за кулисами, использованы фотографии Ирины Гаввы, — поясняет Елена Климова. — Ирина глубоко почувствовала: театр — это не только и не столько то, что мы видим со сцены, из зрительного зала… И очень любовно, трепетно это показала.

Наверное, самое ценное, обаятельное качество книги заключается в том, что, очерчивая круг истории маленького театра, автор все время держит в памяти круг истории огромной страны: что ни страница — то отражение знакомых событий, что ни глава — то целая эпоха.

— Когда листаешь страницы альбома, наполненные письмами, фотографиями, публикациями, понимаешь: история нашего театра вписана в историю России, — говорит директор «Старого дома» Антонида Гореявчева. — Я думаю, новая книга будет достойным подарком сибирякам — зрителям и читателям.


The article mentions: