Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Свойства памяти
01 june 2017Марина Шабанова ВЕДОМОСТИ
Работа над спектаклем в театре идёт уже больше месяца. Как говорит режиссёр Антон Маликов, процесс в самом разгаре, команда актёров и постановщиков только «перешла экватор». Не раскрывая всех тайн будущего спектакля, режиссёр поделился с «Ведомостями» своими размышлениями на тему пьесы и самой постановки.
В профессию Антон Маликов пришёл через актёрство: окончил театральную академию в Воронеже, отслужил в армии, три года работал артистом Воронежского драматического театра, но в какой-то момент понял, что ему «интереснее выстраивать многие миры, а не создавать мир отдельного человека», и решил поступать на режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИС. «Я поступил в мастерскую Хейфеца, и мне кажется, моя жизнь началась только с этого момента», — говорит Антон Маликов. Среди его режиссёрских работ Антона Маликова — «Лес» в ГИТИСе и «Я — или Бог — или никто» по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в Центре им. Мейерхольда, постановки в театрах Норильска, Кургана и Тобольска, участие в театральных лабораториях. Полтора года назад Антон Маликов стал режиссёром Teatr Polski в Щецине (Польша). В «Старом доме» идёт его спектакль «Недоразумение» по одноимённой пьесе Альбера Камю.
Ставить Гауптмана Антон Маликов не планировал, но, перечитав пьесу «Перед заходом солнца», не смог удержаться. Глава семьи тайный советник, богатый книгоиздатель Маттиас Клаузен — потерял жену. 70-летний Маттиас влюбляется в 20-летнюю девушку. Инкен отвечает взаимностью, они хотят пожениться. Но семья Клаузена, дети и родственники, противостоят этой любви, тем самым доводя его до отчаянья… За кажущейся простотой пьесы, её чёткой и ясной линией, выписанной с немецкой тщательностью, режиссёр увидел сложносочинённый иррациональный мир и теперь строит спектакль по условно мистическим законам хоррора, где тягостное ожидание чего-то страшного не отпускает от начала и до конца.
— Со смерти матери прошло три года. Она была центром, колышком, который держал этот куст; как только колышек вырвали, куст упал на землю и стал гнить. На почве утраты внутри семьи образуется сектантство, где мать становится богом, они удерживают это прошлое в своём настоящем. И появление девушки означает покушение на эту религию, — говорит режиссёр. — Очень сложный текст, много вопросов, постановка требует больших интеллектуальных затрат и внутренних ресурсов. Для меня это своего рода театральный вызов самому себе. Одна сцена — 250 изменений внутри человека. Нас эта мясорубка перемалывает прямо с костями. В этой тревоге и сложности есть особое удовольствие.
Пьеса Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца» имела несколько вариантов. Для постановки в «Старом доме» режиссёр выбрал не редакцию 1932 года, которая воспринималась как предчувствие Гитлера, а другую — менее политически привязанную, 1922 года. Сценическую версию драматурга Миха Пабиана специально для новосибирской постановки перевёл Александр Филиппов-Чехов. По словам Антона Маликова, текст Гауптмана здесь открывается с совершенно новой стороны, он не адаптирован под русскую действительность и сохраняет немецкий дух. Отвечая на вопрос о чём этот спектакль, режиссёр говорит: «О депрессии, меланхолии и катастрофе. О том, что человек никогда не изменится…».
На роль Маттиаса Клаузена приглашён артист театра «Красный факел», заслуженный артист России Владимир Лемешонок. Ему предстоит создать образ человека с деформированной реальностью, который придумал себе интеллектуальную идею и одержим ею.
— Когда мы встретились с Владимиром Евгеньевичем, стало понятно, что именно такой человек и нужен для этой роли: загадочный, умный и интеллигентный. Маттиас влюблён, но эта любовь не из настоящего, а из прошлого, уход жены стал для героя потрясением, и невозможность жить без неё запускает чудовищные механизмы в его психике. Он всё время делает шаги в прошлое, вместо того чтобы делать шаги в будущее, — продолжает Антон Маликов.
Что хранится за внешней аристократией, какие демоны одолевают человека и почему некое событие способно кардинально его изменить? Работая над интеллектуальной драмой, режиссёр окружает себя литературой по психоанализу и размышляет о свойствах памяти — к примеру, о постмэмори, или постпамяти. Понятие, предложенное в 1992 году профессором Колумбийского университета Марианой Хирш, говорит о разнице воспоминаний тех, кто пережил крупные исторические события, как, например, война или геноцид, и тех, кто знает о них от отцов и по воспоминаниям очевидцев. Проблема в том, чтобы эта постпамять не затмевала личного опыта человека и не была направлена на саморазрушение. В схожем поле саморазрушения существуют Маттиас Клаузен и другие персонажи этой истории.
The article mentions:
perfomances: