Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Таня – это любовь

18 january 2011
Татьяна Решке Вечерний Новосибирск, 28.10.2010

Когда Ольга написала свою самую модную и самую знаменитую на сегодняшний день пьесу «Таня-Таня», ей было 24 года. Творчество студентки Литинститута было замечено в 1995-м, на семинаре молодых драматургов. Герои ее пьес — обаятельные, эмоциональные, неоднозначные — брали за живое, волновали, запоминались надолго. Что же касается «Тани-Тани»... «В ней есть минуты такой изысканной, безупречной и радостной игры чувств, о какой может только мечтать театр, работающий над современной пьесой», — так оценил комедию известный критик Александр Соколянский.

В начале 1996 года премьера «Тани-Тани» состоялась в театре «Мастерская П. Фоменко». Спектакль бурно обсуждался в прессе, а в скором времени появился на сценах Питера и Челябинска. Впоследствии пьеса была переведена на французский, немецкий, английский, шведский, датский, чешский, иврит...

Нельзя сказать, будто драматургия Ольги Мухиной совсем уж незнакома новосибирским театралам — на сцене «Глобуса» был поставлен спектакль «Ю» (режиссер Алексей Крикливый). И вот теперь, в новом театральном сезоне, к мухинской драматургии обратились стародомовцы.

В преддверии премьеры режиссер спектакля Анна Зиновьева говорила о том, что «Таня-Таня» — «совершенно новый материал» для театра. Материал, дающий свободу для самых неожиданных, удивительных интерпретаций. «Мы прорастаем поэтичным и обманчиво-простым в своей разговорной форме материалом Мухиной, ищем подходящий способ существования. О чем эта пьеса? Наверное, о том, что рано или поздно мы понимаем — нам нужен кислород. И когда это кислородное голодание наступает, все остальное становится вторичным».

В пьесе заняты сразу два поколения актеров «Старого дома»: «асы», умудренные жизненным и сценическим опытом (Вера Сергеева, Александр Сидоров, Евгений Новиков) и совсем юные «звезды» (Анатолий Григорьев, Сергей Дроздов, Яна Балутина). На одну из главных ролей приглашена Светлана Галкина, актриса Городского драматического театра.

«Душистые лирические волны» мухинской комедии больше всего напоминают танцы, в которых задействованы причудливые пары: дамский угодник «товарищ Охлобыстин» + Зина (дама «с огоньком», даром что «геометрия сгубила ее молодость»)... Иванов + Таня... Иванов + еще одна, другая Таня... Плюс... Вообще, все эти взаимоотношения персонажей, все эти параллели, меридианы и любовные треугольники складываются в такую головоломную алгебру-геометрию, что даже в финале, под занавес, мы не можем похвастаться, будто разгадали все загадки, ответили на все вопросы. Наверное, так и должно быть, поскольку отношения мужчин и женщин — штука, сложная до чрезвычайности.

Место действия пьесы — Бибирево. Время действия — бог знает какой месяц по календарю. Любовная история излагается очень деликатно, очень по-женски, а значит, слушать ее надо внимательно. В спектакле будет множество многоточий, символов, намеков и недосказанностей. Будут вертящиеся столы и влюбленные пары на столах, яблони и яблоки, апельсины и детские игрушки. А еще — всамделишный бассейн во всю сцену, в котором играет и ломается отражение реальности (так и прошлепают актеры по воде весь спектакль — кто в резиновых сапогах, кто босиком, в зависимости от душевного состояния персонажей).

Жанр пьесы определяется как «14 песен о странностях любви». Определение, само собой, не случайное. Ведь, по сути дела, пьеса-песня представляет собой любовную грезу — забавную, зыбкую, тревожную. Грезу, которая начинается с нереально легкой ноты, на пороге фантастического дома:

«У Охлобыстина большой дом в Бибирево. В саду каждый день хорошая погода, все время поют птицы, в пруду много больших окуней, в доме — гостей и женщин. Женщины всегда смеются и танцуют. Охлобыстин любит их всей душой...»

В этой истории любовь имеет вполне конкретное имя — Таня (даже более того — Таня-Таня), а сама история представляет собой явление, о котором трудно говорить однозначно, но которое хотя бы раз стоит увидеть.


The article mentions:


perfomances: