Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Театральные рекорды ковидной эпохи. "Золотая маска" объявила номинантов

30 november 2021
Елизавета Авдошина, Марина Гайкович Независимая газета

Лидером номинаций в категории «Драма/Большая форма» стал «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» театра «Мастерская П. Фоменко», одна из лучших работ Дмитрия Крымова со времени начала его свободного плавания. Среди частных номинаций – «Лучшая мужская роль» у Евгения Цыганова, который сыграл с голливудским слоем грима в этой театральной феерии одну из самых заметных своих театральных ролей последних сезонов – престарелого режиссера, занятого на глазах у публики постановкой оперы Моцарта. Вторая работа Дмитрия Крымова в «Школе современной пьесы» (еще одна его саморефлексия как режиссера и наследника фамилии) – «Все тут» номинирована как «Лучший спектакль малой формы».

 

Москва в «Большой форме» также представлена «Горбачевым» Алвиса Херманиса Театра Наций, где на сцене царит любимейший дуэт зрителей: Михаила Горбачева и его супругу играют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, Российским молодежным театром – постановкой Юрия Бутусова «Сын» с Евгением Редько в главной роли и Театром им. Маяковского – «Школой жен» Миндаугаса Карбаускиса. Петербург заявлен ведущими театрами Северной столицы: МДТ Льва Додина («Братья Карамазовы») и БДТ Андрея Могучего (продолжение театрального сериала «Три толстяка. Эпизод 7»), а также Камерным театром Малышицкого и Театром им. Ленсовета, который впервые после ухода Юрия Бутусова попал в список номинантов. Ярославль, оказавшийся в аналогичной ситуации, после золотомасочной эпохи Евгения Марчелли робко возвращается в повестку фестиваля благодаря Борису Павловичу («Циолковский» Театра им. Ф. Волкова). От остальной провинции выдвинут казанский Театр юного зрителя и дважды «Красный факел» Новосибирска – событие для номинаций в «Драме», можно сказать, вызывающее, остается дождаться фестивальных показов постановок двух режиссеров, которые отныне под пристальным вниманием премии (речь о Дмитрии Егорове и Петре Шерешевском). Правда, в выдвижении «Эксперимента» экспертный совет тоже не сдерживался: отмечены сразу три постановки независимой Театральной площадки Казани «MON», которая недавно громко о себе заявила. Не отстает и Новосибирск – выдвинута Лаборатория современного искусства и авторский проект. Также, кроме уже известных московского Театра взаимных действий и петербургского фестиваля «Точка доступа», за «Маску» поборются Театральная компания «немхат» из Перми и даже Институт перспективных технологий (Планетарий Петербурга).

 

Молодые режиссеры, по мнению экспертного совета, сегодня зачастую стремятся к постановкам малой формы – в подвалах, лофтах, на чердаках. В афише – «Малая форма» в квадрате. Впервые заявлено несколько петербургских моноспектаклей. «Сектор газа» (из проекта Анатолия Праудина «Человек на войне»), «Юдифь» Бориса Павловича (Катерина Таран играет спектакль на украинском языке), пластическое «Интервью В.» в исполнении Сергея Азеева о татарском поэте (Театр ненормативной пластики Романа Кагановича). Впервые появился в афише премии театр Нижнекамска. Региональная карта продолжена Архангельском и Красноярском: местный ТЮЗ выдвинут за спектакль «Анна Каренина» Александра Плотникова, того самого режиссера, чья инсценировка «Преступления и наказания» в Театре Армии создала шумиху этим летом. В данную номинацию традиционно попадают и независимые театры – театр «post», Никитинский театр Воронежа, московский проект «Дочери Сосо» Жени Беркович. Вторая номинированная режиссер-девушка (и этим ограничивается женская режиссура) Елизавета Бондарь («Танцующая в темноте» новосибирского театра «Старый дом»). От Александринского театра выдвинута «Нана» Андрия Жолдака с экстремальной ролью Анны Блиновой и режиссерский дебют (во многом подражательный Николаю Рощину) актера Андрея Калинина – «Товарищ Кисляков».

 

Номинации среди художников точно отражают имена лидеров цеха: в сценографии – Максим Обрезков, Мария Трегубова, Александр Боровский, в оформлении костюмов – Виктория Севрюкова, среди художников по свету – Стас Свистунович, Дамир Исмагилов, Иван Виноградов и др. Относительно молодая номинация «Лучший драматург» с каждым годом включает все больше имен, тренд 2022 года выделяет и «старую гвардию» (Клим и Павел Пряжко), и имена, недавно взошедшие на горизонте или набравшие репертуарную силу (Марина Крапивина, Ася Волошина, Светлана Петрийчук).

 

В кукольном театре традиционно лидером остается Санкт-Петербург: номинированы Театральный проект Яны Туминой, Театр Karlsson Haus, Кукольный театр Сказки и Театр Тантамарески, остальные позиции у Москвы (первый и единственный кукольный спектакль Театра Наций «Ходжа Насреддин», а также проект Еврейского музея) и у Екатеринбурга с Казанью. Татарстан за последние годы очевидно набирает обороты.

 

Регионы занимают все более сильную позицию и в музыкальном театре, это заметная тенденция последних лет, и ее можно только приветствовать. Вместе с тем есть и обратная устойчивая тенденция: уже который год в номинациях «Маски» практически не заметен Мариинский театр, в этом году номинирована только тройчатка балетов Стравинского в постановке Максима Петрова, лауреата «Золотой маски»-2021. Он же, к слову номинирован с балетом «Фортепианный концерт» на музыку Шостаковича, который поставил в Самаре. Красноярск представлен двумя проектами Сергея Боброва - балетом «Ленинградская симфония» и оперой «Богатыри». Две эти номинации, несомненно, большое достижение театра, который в последние годы делает ставку на классику в современном, порой неожиданном ракурсе. Есть в оперном списке дебютанты – или те, кто уже давно не выходил в лидеры: Нижний Новгород и Воронеж, оба со «Свадьбой Фигаро». Новая музыка (это тоже уже устоявшийся вектор) представлена операми Владимира Мартынова «Vita nuova» (Уфа) и Кайи Саарьяхо «Любовь издалека» («Урал Опера Балет»). Последний номинирован и с балетом «Конек-горбунок», современный взгляд на классический балет с музыкой Пуни (ее реанимировал петербуржец Анатолий Королев, который вместе с Мартыновым заявлен в композиторской номинации). Балетный конкурс выглядит очень сильным: с уже названными спектаклями конкурируют «Autodance» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко) и «Postscript» (продюсерская компания «MuzArts» с артистами Большого театра), самые громкие столичные проекты прошлого сезона, «Пилигрим» (фестиваль «Context. Diana Vishneva»).

 

В современном танце наряду с классиками («Дюймовочка» Ольги Пона, Челябинск) набирающая обороты труппа из Воронежа («Новая земля» и «Плот медузы»), проекты фестиваля «Территория» («Дыхание» и «Сеанс одновременной игры»), частные танцевальные компании – «Театр. Акт» из Казани («Overtime»), екатеринбургская «Zonk’a» («Премьера»), Проект О. Тимошенко и А. Нарутто («Рыбы выбирают лед»), «Libertatem» («Триптих. Автопортрет») и др.

 

В номинации «Оперетта-Мюзикл» – ни одной оперетты, но много любопытного: вторая постановка «Декабристов» Евгения Загота (на сей раз – из Иркутска), «Антигона» Ольги Шайдуллиной из пермского «Театр-Театр». Из классики жанра – «Дорогой мистер Смит» и «Мисс Сайгон» (Санкт-Петербург), «Шахматы» от Дмитрия Богачева, «Семейка Адамс» из Тюмени, «Одолжите тенора» из Екатеринбурга. И еще одна приятная традиция – детский спектакль: «Путешествие муравьишки» из петербургского театра «Зазеркалье».

 

Венчают же список номинантов Пермская опера и Большой театр. И после ухода Теодора Курентзиса, говорят сообществу эксперты (председатель ЭС Дмитрий Ренанский – советник директора пермского театра, занимается формированием репертуара), театр способен быть лидером наравне с Большим – у каждого на соискание «Золотой маски» выдвинуто по три оперных и одному балетному спектаклю: «Дон Жуан», «Кармен» (скандальная постановка Константина Богомолова), «Любовь к трем апельсинам» и «Озорные песни» из Перми, «Саломея», «Ариодант», «Искатели жемчуга» и «Чайка» – из Москвы. Так ли это – увидим весной. 


The article mentions:


Peoples:

perfomances: