Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Театральные рекорды ковидной эпохи. "Золотая маска" объявила номинантов

30 november 2021
Елизавета Авдошина, Марина Гайкович Независимая газета

Лидером номинаций в категории «Драма/Большая форма» стал «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» театра «Мастерская П. Фоменко», одна из лучших работ Дмитрия Крымова со времени начала его свободного плавания. Среди частных номинаций – «Лучшая мужская роль» у Евгения Цыганова, который сыграл с голливудским слоем грима в этой театральной феерии одну из самых заметных своих театральных ролей последних сезонов – престарелого режиссера, занятого на глазах у публики постановкой оперы Моцарта. Вторая работа Дмитрия Крымова в «Школе современной пьесы» (еще одна его саморефлексия как режиссера и наследника фамилии) – «Все тут» номинирована как «Лучший спектакль малой формы».

 

Москва в «Большой форме» также представлена «Горбачевым» Алвиса Херманиса Театра Наций, где на сцене царит любимейший дуэт зрителей: Михаила Горбачева и его супругу играют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, Российским молодежным театром – постановкой Юрия Бутусова «Сын» с Евгением Редько в главной роли и Театром им. Маяковского – «Школой жен» Миндаугаса Карбаускиса. Петербург заявлен ведущими театрами Северной столицы: МДТ Льва Додина («Братья Карамазовы») и БДТ Андрея Могучего (продолжение театрального сериала «Три толстяка. Эпизод 7»), а также Камерным театром Малышицкого и Театром им. Ленсовета, который впервые после ухода Юрия Бутусова попал в список номинантов. Ярославль, оказавшийся в аналогичной ситуации, после золотомасочной эпохи Евгения Марчелли робко возвращается в повестку фестиваля благодаря Борису Павловичу («Циолковский» Театра им. Ф. Волкова). От остальной провинции выдвинут казанский Театр юного зрителя и дважды «Красный факел» Новосибирска – событие для номинаций в «Драме», можно сказать, вызывающее, остается дождаться фестивальных показов постановок двух режиссеров, которые отныне под пристальным вниманием премии (речь о Дмитрии Егорове и Петре Шерешевском). Правда, в выдвижении «Эксперимента» экспертный совет тоже не сдерживался: отмечены сразу три постановки независимой Театральной площадки Казани «MON», которая недавно громко о себе заявила. Не отстает и Новосибирск – выдвинута Лаборатория современного искусства и авторский проект. Также, кроме уже известных московского Театра взаимных действий и петербургского фестиваля «Точка доступа», за «Маску» поборются Театральная компания «немхат» из Перми и даже Институт перспективных технологий (Планетарий Петербурга).

 

Молодые режиссеры, по мнению экспертного совета, сегодня зачастую стремятся к постановкам малой формы – в подвалах, лофтах, на чердаках. В афише – «Малая форма» в квадрате. Впервые заявлено несколько петербургских моноспектаклей. «Сектор газа» (из проекта Анатолия Праудина «Человек на войне»), «Юдифь» Бориса Павловича (Катерина Таран играет спектакль на украинском языке), пластическое «Интервью В.» в исполнении Сергея Азеева о татарском поэте (Театр ненормативной пластики Романа Кагановича). Впервые появился в афише премии театр Нижнекамска. Региональная карта продолжена Архангельском и Красноярском: местный ТЮЗ выдвинут за спектакль «Анна Каренина» Александра Плотникова, того самого режиссера, чья инсценировка «Преступления и наказания» в Театре Армии создала шумиху этим летом. В данную номинацию традиционно попадают и независимые театры – театр «post», Никитинский театр Воронежа, московский проект «Дочери Сосо» Жени Беркович. Вторая номинированная режиссер-девушка (и этим ограничивается женская режиссура) Елизавета Бондарь («Танцующая в темноте» новосибирского театра «Старый дом»). От Александринского театра выдвинута «Нана» Андрия Жолдака с экстремальной ролью Анны Блиновой и режиссерский дебют (во многом подражательный Николаю Рощину) актера Андрея Калинина – «Товарищ Кисляков».

 

Номинации среди художников точно отражают имена лидеров цеха: в сценографии – Максим Обрезков, Мария Трегубова, Александр Боровский, в оформлении костюмов – Виктория Севрюкова, среди художников по свету – Стас Свистунович, Дамир Исмагилов, Иван Виноградов и др. Относительно молодая номинация «Лучший драматург» с каждым годом включает все больше имен, тренд 2022 года выделяет и «старую гвардию» (Клим и Павел Пряжко), и имена, недавно взошедшие на горизонте или набравшие репертуарную силу (Марина Крапивина, Ася Волошина, Светлана Петрийчук).

 

В кукольном театре традиционно лидером остается Санкт-Петербург: номинированы Театральный проект Яны Туминой, Театр Karlsson Haus, Кукольный театр Сказки и Театр Тантамарески, остальные позиции у Москвы (первый и единственный кукольный спектакль Театра Наций «Ходжа Насреддин», а также проект Еврейского музея) и у Екатеринбурга с Казанью. Татарстан за последние годы очевидно набирает обороты.

 

Регионы занимают все более сильную позицию и в музыкальном театре, это заметная тенденция последних лет, и ее можно только приветствовать. Вместе с тем есть и обратная устойчивая тенденция: уже который год в номинациях «Маски» практически не заметен Мариинский театр, в этом году номинирована только тройчатка балетов Стравинского в постановке Максима Петрова, лауреата «Золотой маски»-2021. Он же, к слову номинирован с балетом «Фортепианный концерт» на музыку Шостаковича, который поставил в Самаре. Красноярск представлен двумя проектами Сергея Боброва - балетом «Ленинградская симфония» и оперой «Богатыри». Две эти номинации, несомненно, большое достижение театра, который в последние годы делает ставку на классику в современном, порой неожиданном ракурсе. Есть в оперном списке дебютанты – или те, кто уже давно не выходил в лидеры: Нижний Новгород и Воронеж, оба со «Свадьбой Фигаро». Новая музыка (это тоже уже устоявшийся вектор) представлена операми Владимира Мартынова «Vita nuova» (Уфа) и Кайи Саарьяхо «Любовь издалека» («Урал Опера Балет»). Последний номинирован и с балетом «Конек-горбунок», современный взгляд на классический балет с музыкой Пуни (ее реанимировал петербуржец Анатолий Королев, который вместе с Мартыновым заявлен в композиторской номинации). Балетный конкурс выглядит очень сильным: с уже названными спектаклями конкурируют «Autodance» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко) и «Postscript» (продюсерская компания «MuzArts» с артистами Большого театра), самые громкие столичные проекты прошлого сезона, «Пилигрим» (фестиваль «Context. Diana Vishneva»).

 

В современном танце наряду с классиками («Дюймовочка» Ольги Пона, Челябинск) набирающая обороты труппа из Воронежа («Новая земля» и «Плот медузы»), проекты фестиваля «Территория» («Дыхание» и «Сеанс одновременной игры»), частные танцевальные компании – «Театр. Акт» из Казани («Overtime»), екатеринбургская «Zonk’a» («Премьера»), Проект О. Тимошенко и А. Нарутто («Рыбы выбирают лед»), «Libertatem» («Триптих. Автопортрет») и др.

 

В номинации «Оперетта-Мюзикл» – ни одной оперетты, но много любопытного: вторая постановка «Декабристов» Евгения Загота (на сей раз – из Иркутска), «Антигона» Ольги Шайдуллиной из пермского «Театр-Театр». Из классики жанра – «Дорогой мистер Смит» и «Мисс Сайгон» (Санкт-Петербург), «Шахматы» от Дмитрия Богачева, «Семейка Адамс» из Тюмени, «Одолжите тенора» из Екатеринбурга. И еще одна приятная традиция – детский спектакль: «Путешествие муравьишки» из петербургского театра «Зазеркалье».

 

Венчают же список номинантов Пермская опера и Большой театр. И после ухода Теодора Курентзиса, говорят сообществу эксперты (председатель ЭС Дмитрий Ренанский – советник директора пермского театра, занимается формированием репертуара), театр способен быть лидером наравне с Большим – у каждого на соискание «Золотой маски» выдвинуто по три оперных и одному балетному спектаклю: «Дон Жуан», «Кармен» (скандальная постановка Константина Богомолова), «Любовь к трем апельсинам» и «Озорные песни» из Перми, «Саломея», «Ариодант», «Искатели жемчуга» и «Чайка» – из Москвы. Так ли это – увидим весной. 


The article mentions:


Peoples:

perfomances: