Театральный критик Павел Руднев о спектакле «Котлован» Антона Федорова
21 january 2025Блог Павла Руднева
Спектакль «Котлован» Антона Федорова уже как месяц был в Москве, но я все думаю о нем. Мне кажется, что в новосибирском «Старом доме» случилось принципиально иное прочтение Андрея Платонова. Котлован, земля, самозакапывание новых сектантов, смерть сиротки, которая сама жаждет смерти для других, уродство и искалеченность мужского мира. Вощев «не увидел значения жизни и ослаб», и поэтому тратит себя в подвиге строительства. Мы видим с одной стороны утопию: раскурочили вселенную, обнулили и даже фундамент не смогли поставить. Но, с другой стороны, в финале спектакля земляной мясной машинный мир мальчиковой энергии трансформируется в планетарий, в картину Константина Юона «Новая планета» (1921). Голые люди на голой земле вдруг увидели сияние иных миров. Рождается чувство космоса, сопричастности тому, что больше тебя. Утопия русского космизма очаровала, но, видимо, и поработила. У Юона радость общения с космосом тождественна чувству гибельности маленького человека, маленького племени, не способного противостоять сиянию звезд, летящих, чтобы сокрушить или сжечь планету Земля. Ужас и восторг тождественны.
Спектакль Антона Федорова смотрит на проблему платоновской прозы как бы двойным взором: одновременно из нашего века, и из века первых лет революции. Он видит крушение утопии, но он видит и ее созревание, надежду, свет трансформации. Режиссер обеспечил одновременно и критикующий, взыскующий, и понимающий взгляд на былое.
The article mentions:
perfomances: